Митрополит Симон (Новиков)

.

Поминайте наставников ваших,

которые проповедывали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

(Евр. 13, 7)

1 сентября 2016 года исполняется 10 лет со дня упокоения митрополита Симона (Новикова), который более 30 лет возглавлял Рязанскую кафедру.

Митрополит Симон (Новиков Сергей Михайлович) родился 5 февраля 1928 года в семье крестьян села Жолнино Даниловского уезда, что в 40 километрах от Ярославля. Родители владыки были глубоко верующими людьми. Детей у них было трое: дочь и два сына; средний – Сергей. Особенно большое влияние на воспитание и формирование будущего служителя Церкви оказала его благочестивая мать – Анна Дмитриевна. Это она научила его молиться и привила любовь к храму и церковным службам. Владыка вспоминал: «Мама часто болела. Бывало, скажет нам: «Ребята, помолитесь». И мы, трое детей, встаем на колени перед иконами, читаем «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую», «Спаси, Господи, и помилуй папу, болящую маму», – и далее перечисляем всех родных. А мне не терпится справиться о здоровье мамы, и спрашиваю ее: «Мама! Тебе полегче?» – «Да, сынок, – отвечает она, – мне получше».

Под влиянием матери же его с детских лет тянуло в храм. «Поэтому, наверное, меня уже тогда прозвали «монахом», – говорил владыка. В их селе была средняя школа. Учась в ней, он часто посещал местный действующий храм. В сельской глубинке это не осуждалось и не преследовалось.

Сергей мечтал об институте, но помешала война. Окончив в 1943 году восемь классов, он поехал в Ярославль. Там поступил в химико-механический техникум и по окончании его в 1947 году был направлен электротехником на военный «номерной» завод.

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям. В техникуме он подружился с юношей, отец которого оказался священником. Рядом с предприятием, на котором молодой человек работал, находился действующий храм, и, выходя после рабочего дня с завода, Сергей шел туда. Пути Господни неисповедимы: здесь, Промыслом Божиим, он познакомился с людьми, ставшими ему не только примером, но на всю жизнь близкими и родными – с двумя иеромонахами-рязанцами – с будущими митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и архимандритом Авелем (Македоновым), насельником Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области. Через них о Сергее Новикове узнал архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов, в схиме Лазарь)), который в 1944-1946 годах возглавлял Рязанскую кафедру. Владыка Димитрий дал ему, как ревностному прихожанину, путевку в жизнь – рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию.

В 1951 году Сергей поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании ее в 1955 году – в Московскую духовную академию. Сергей Михайлович окончил академию в 1959 году по первому разряду, со степенью кандидата богословия за сочинение «Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета» (кафедра Священного Писания Ветхого Завета).

17 декабря 1958 года он поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским; впоследствии – архиепископ Саратовский и Камышинский; † 1993) пострижен в монашество с именем Симона – в честь прп. Симона Радонежского, ученика прп. Сергия. 18 января 1959 года в московском Воскресенском храме в Сокольниках он был рукоположен епископом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) во иеродиакона, а 12 апреля того же года – во иеромонаха. С 1959 года иеромонах Симон состоял преподавателем Московской духовной семинарии, а затем и академии.

2 января 1964 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел его в сан архимандрита. В том же году архимандрит Симон был утвержден в должности доцента по кафедре византологии и назначен настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в подмосковном селе Лукино, что близ станции Переделкино.

С 1965 по 1972 год архимандрит Симон (Новиков) нес послушание инспектора Московских духовных академии и семинарии. Многие нынешние и архипастыри, и пастыри помнят его как своего наставника.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 11 октября 1972 года архимандриту Симону (Новикову), инспектору Московских духовных академии и семинарии, определено быть епископом Рязанским и Касимовским – на одной из древнейших кафедр Русской Церкви, основанной в 1198 году. Наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского совершили 13 октября 1972 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, после всенощного бдения в Покровском храме Московской духовной академии митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси; † 5.12.2008); архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев; впоследствии митрополит Калининский и Кашинский; † 7.10.1988); архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), ректор МДАиС (впоследствии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ныне на покое); епископы Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский; впоследствии архиепископ Орловский и Брянский † 21.03.1988); Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский; впоследствии архиепископ; † 10.12.1993,), Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов; впоследствии архиепископ Керченский). 14 октября 1972 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Покровском храме Московской духовной академии те же иерархи, которые участвовали в наречении, совершили хиротонию архимандрита Симона во епископа.

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия. Он знал, что «через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердцах святых». Сберегла множество православных памятников и святынь: это святые иконы Божией Матери: чудотворная явленная Феодотьевская (Одигитрия Рязанская), «Знамение-Корчемная», «Боголюбская-Зимаровская», «Казанская-Вышенская», Срезневская «Споручница грешных» из Шиловского района, древние образы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Иоанно-Богословского монастыря и святителя Николая Чудотворца из села Ижеславль Михайловского района и многие-многие другие.

 

19 октября 1972 года в 18 часов епископ Симон (Новиков) прибыл в Рязань. На архиерейском служении в Рязани полностью раскрылся его многогранный талант как руководителя, ученого-историка и богослова, проповедника и литератора, наставника и воспитателя, патриота и общественного деятеля. Еще в 1988 году Святейший Патриарх Пимен писал владыке Симону: «Вы в нашей Церкви известны как примерный архипастырь, который проявляет заботу о благоустройстве всей Рязанской епархии, о благочинии вверенной Вам паствы».

Когда он заступил на должность Управляющего епархией, в ней был только 51 церковный приход. Первые десятилетия его служения на Рязанской земле были крайне тяжелым для Церкви временем, но, не смотря на продолжающиеся гонения на Православие, – десятки сохраненных приходов, а самое главное – сохраненных душ человеческих.

В 1978 году епископ Симон был возведен в сан архиепископа. При Патриархе Пимене он трижды вызывался для участия в работе Священного Синода.

Домик на Фрунзе, где располагалось Епархиальное управление

В девяностые годы прошлого века, когда начался период, возвращения поруганных православных храмов, их восстановления и возрождения, владыка Симон был уже тяжело болен, но стойко нес свое послушание, мужественно борясь со своим недугом. Необходимо было изыскивать средства на восстановление возвращенных Церкви порушенных храмов, готовить кадры священства, которых катастрофически не хватало. За годы управления епархией владыки Симона было открыто и освящено около 250 храмов, то есть число приходов выросло почти в 5 раз; в 1988 году Церкви возвращен Иоанно-Богословский монастырь, а к концу XX столетия – еще семь обителей; в 1993 году Успенский собор Рязанского кремля передан для совместного использования епархии с музеем-заповедником; в Рязани открылись 2 духовных учебных заведения: в 1990 г. – Духовное училище, в котором с первого дня существования учебного заведения владыка Симон преподавал литургику; в 1995 г. – Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского. В эти же годы 15 угодников Божиих были прославлены в Соборе Рязанских святых; были обретены мощи четырех святителей: Феодорита, Мисаила, Гавриила, Мелетия, а также блаженных Любови и Василия Рязанских, праведного Софрония Ибердского. В Рязанской епархии начали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест». На Рязанском телевидении по благословению владыки Симона начала работу православная программа «Зерна». На базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики. При городской библиотеке им. С.А. Есенина – Православный молодежный центр. В епархии возродилась работа по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества, военнослужащих в военно-учебных заведениях города Рязани. К 2001 году в Рязанской епархии действовало более 70 воскресных школ при храмах и монастырях. 1 сентября 2001 года в РГУ им. С. А. Есенина на факультете русского языка и литературы открылось отделение теологии.

В 1974 году в составе делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом владыка Симон участвовал в церковных празднествах в Болгарии, где ему за развитие и укрепление дружественных связей между двумя Церквами был вручен орден св. Иоанна Рыльского 2 степени.

В августе 1988 года владыка Симон возглавил паломническую группу РПЦ на Святую гору Афон для участия в престольном празднике русского Пантелеимонова монастыря.

Известный богослов и проповедник, владыка Симон почти десятилетие был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвуя в заседаниях Комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах, где непременно выступал с докладами. Лишь ухудшение с годами состояния здоровья вынудило его просить Священный Синод об освобождении от подобных поездок.

Следует отметить его активное участие в миротворческой деятельности. В этом служении обществу и Церкви он являл собою пример для подражания, перечисляя ежемесячно свои средства в копилку мира с пометой: «Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции». Когда владыку Симона однажды спросили: «А в чем, на ваш взгляд, заключается милосердия чистый свет?», – он ответил: «Нести добро людям, нуждающимся в помощи, – это и есть милосердие». Он подчеркивал: «Воспитание доброты должно начинаться с детства, когда душа ребенка чиста. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастает отзывчивым, добрым. Наша общая задача – научить людей с сочувствием относиться друг к другу». Участвуя в светских миротворческих организациях Рязанской области, владыка Симон внес значительный вклад в воспитание граждан в духе мира и согласия, любви к своему Отечеству. За активную миротворческую деятельность митрополит Симон трижды награждался золотыми медалями Фонда Мира (в 1984, 1991, 2001 гг.); за активную деятельность по укреплению дела мира между народами он был награжден почетной медалью «Борцу за мир» (1990 г.).

Владыка Симон откликался на все волнующие события в жизни народа, поддерживал все добрые дела и начинания, был непременным участником православных чтений, научно-практических краеведческих и педагогических конференций, симпозиумов, круглых столов, перед началом которых совершал молебен, а затем выступал с докладом.

В октябре 2000 года при активном участии митрополита Симона было подписано Соглашение между Рязанской епархией и администрацией Рязанской области, областной Думой, администрацией города Рязани, городским советом об объединении усилий по духовно-нравственному возрождению общества, укреплению российской государственности и правопорядка на территории города Рязани и области.

Владыка притягивал людей обаянием своей личности. Его глубоко уважали все, в том числе и люди неверующие, признавая его человеком скромным, благородным и высоконравственным. Сколькие прибегали к нему за благословением, советом и утешением, со своими нуждами и проблемами, радостями и сомнениями! Двери его резиденции – маленького дома на улице Фрунзе (Певческой) всегда были открыты для всех. И на всех беседа с ним, простым и доброжелательным, производила неизгладимое впечатление, согревала душу, вызывала глубокую симпатию и уважение.

Владыка Симон в одном из своих публичных выступлений как-то сказал: «Смирение и кротость – вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, – то все это делает человека «солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме». Эти слова в полной мере можно отнести к нему самому.

Более тридцати лет владыка Симон возглавлял одну из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Хотя корни его в славной своими святынями и своей историей Ярославской земле, но за три десятилетия архипастырского служения на Рязанской земле он сроднился с этим краем, ставшим для него второй родиной.

Во внимание к усердному архипастырскому служению на пользу Святой Церкви митрополит Симон удостоен орденов Русской Православной Церкви: равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени, преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степеней, благоверного князя Даниила Московского 2-й степени. Президент России Владимир Владимирович Путин вручил митрополиту Симону орден Почета «за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций».

Митрополит Симон широко известен своими научными исследованиями. Все его опубликованные работы проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, а публичные выступления отличаются высочайшей нравственностью и гуманизмом. Владыка Симон – автор богословских трудов: «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета», «Святитель Василий, епископ Рязанский», «Святая гора Афон» и множества других. Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим основным призванием и главным долгом. Его самоотверженное архипастырское служение на благо Церкви, труды во славу Отечества, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к каждому человеку, энциклопедические знания привлекали к нему людей. Многих, кто встречался с приснопамятным митрополитом Симоном, когда он еще был на Рязанской кафедре, поражали его кротость и тихость, которые были сродни какому-то возвышенному благоговению.

Владыка Симон родился на Ярославской земле, там же – дорогие его сердцу могилы родителей, сродников, храм, в котором его крестили. Этот храм во имя Воскресения Христова на протяжении многих лет находился под его попечением – владыка поддерживал его материально, всегда совершал в нем богослужения в приезды на свою малую родину. Когда ему исполнилось 75 лет, он ушел на покой и переехал в Ярославскую епархию. Местом своей уединенной жизни митрополит Симон избрал Николо-Бабаевский монастырь (ныне Некрасовский район Ярославской области) – также как полтора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов). Пребывая на покое в Николо-Бабаевской обители, он продолжал служить Церкви и людям. Поселившись там, владыка не скрывал, что хотел серьезно заняться исследованием творений святителя Игнатия и способствовать их распространению в мире.

Многие ярославцы полюбили старца, отмечали его смирение, любовь, мирный дух. Нередко в дни особых торжеств на Ярославской земле он принимал участие в богослужениях в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Зачастую, когда позволяло здоровье, митрополит Симон возглавлял Божественную литургию. Многим запомнились его проповеди, проникновенный тихий голос.

Никольский храм в Николо-Бабаевском монастыре

К митрополиту Симону приезжало немало гостей. Один из паломнических маршрутов включает посещение Николо-Бабаевского монастыря, места упокоения одного из светочей Русской Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова). Каждого из паломников владыка Симон встречал архиерейским благословением и приветливыми словами. Люди, однажды встретившись с ним, старались приехать туда вновь. Трудно сказать, скольких митрополит Симон духовно опекал и молитвенно поддерживал. Это известно только Всевышнему! Господь слышал молитвы старца и посылал этим людям утешение и неожиданную помощь. Нередко навещали старца-митрополита учащиеся Ярославской православной гимназии во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). Встречи эти, несомненно, останутся в их памяти надолго. Во время бесед с гимназистами владыка рассказывал о своих исследованиях, иногда поучал детей, с искренним вниманием интересовался их успехами.

О владыке заботились многие, начиная с правящего архиерея – архиепископа Кирилла (Наконечного), ныне – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, священников, монахов, и заканчивая мирянами. Рядом всегда был иеромонах Савва (Михеев), ныне – епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, который из Рязани поехал вслед за митрополитом Симоном в Ярославскую епархию, в Николо-Бабаевский монастырь, и нес послушание келейника старца-митрополита.

Последние месяцы жизни владыка Симон особенно тяжело болел, но стойко боролся с недугом. Об этом времени можно сказать – сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9-10). Много читал, трудился – даже на покое он оставался деятельным, все силы полагая на восстановление поруганной обители. Его чаяниями и стараниям в течение года в Николо-Бабаевском монастыре был возведен деревянный храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Вскоре в Никольском храме обители состоялось освящение каменного престола, который в советское время изъяли из упраздненного советской властью Николо-Бабаевского монастыря и приспособили в качестве постамента памятника Ленину. Много десятилетий этот престол стоял в центре поселка Некрасовского. Митрополит Симон изучал историю Николо-Бабаевской обители и считал, что старинный престол пребывал в монастыре еще при святителе Игнатии (Брянчанинове). Он молился, прося помощи Божией, чтобы святыня вернулась в храм. В 2005 году местные власти приняли решение о передаче престола Церкви. По благословению митрополита Симона была проведена реконструкция памятника: его поставили на новый постамент, а древний каменный престол вернулся в свою обитель.

Незадолго до кончины владыка Симон сказал: «Вот освятим Никольский храм, и мне пора будет отойти ко Господу». Новый храм освятили 11 августа 2006 года, а 1 сентября в 3 часа утра митрополит Симон на 79-м году жизни мирно скончался. В Никольском храме пребывало перед погребением тело почившего его устроителя, в нем провожали архипастыря в последний путь.

Отпевание владыки Симона состоялось 4 сентября в Никольском храме обители. Чин отпевания совершили пять архиереев, среди которых были архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), ныне Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит, и бывший епископ Шацкий Иосиф (Македонов), викарий Рязанской епархии, а ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский. Проводить в последний путь одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви приехали сотни людей: из Ярославля и других городов и областей и, конечно, из Рязани: представители власти, духовенства, люди близкие владыке и простые прихожане. И это только те, кто смог приехать. Мысленно с митрополитом Симоном в этот день прощалось гораздо больше людей – все, кто знал и любил владыку, считал его своим духовным наставником, кто хоть однажды встречался с ним и пронес радость встречи с мудрым старцем через всю жизнь.

Похоронили митрополита Симона в Николо-Бабаевском монастыре у алтаря храма во имя святителя Иоанна Златоуста.

Митрополит Симон всегда говорил, что, пребывая на покое в древней обители Ярославской епархии, он продолжал молиться за Рязанскую землю, за рязанцев. Люди верят, что и после его кончины эта молитва продолжается. Рязанцы помнят этого великого архипастыря, человека бесконечной преданности воле Божией, отмечают его кротость, смирение, доброту и сердечность.

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ,

Видео

Царица Небесная Отрада и Утешение Пушкари Михайловский район 18 июня 2017
Царица Небесная Отрада и Утешение Пушкари Михайловский район 18 июня 2017
Отвечают пастыри: как соблюдать Петров пост
Отвечают пастыри: как соблюдать Петров пост
"Слово Архипастыря" с митрополитом Марком: "Язык боли и страданий"
с. Аннино строительство крыши июнь 2017
с. Аннино строительство крыши июнь 2017

Виртуальные экскурсии по храмам Рязанской епархии

Воскресенский храм села Сушки

Экскурсия по храму села Сушки. Село Сушки родина местночтимого святого старца Никона.

Воскресенский храм села Исады

В селе Исады действует Воскресенский храм. Само село раскинулось на крутом берегу реки и некогда было вотчиной древнего рода Ляпуновых.

Троицкий храм села Троица

Старинное село Троица Спасского района издавна славилась своей красивой церковью. Пройтись по ней можно с помощью виртуальной экскурсии.

Предтеченский храм деревни Хрущево

Виртуальная экскурсия по недавно построенному храму в честь Рождества Иоанна Предтечи деревни Хрущево Старожиловского района Рязанской области.

Вознесенский храм города Спасска

Виртуальная экскурсия по старинному деревянному храму города Спасска.

Преображенский храм села Старая Рязань

Виртуальный 3-D тур по старинному Преображенскому храму Старой Рязани.

Previous Next Воспроизвести Пауза
Воскресенский храм села Сушки Воскресенский храм села Исады Троицкий храм села Троица Предтеченский храм деревни Хрущево Вознесенский храм города Спасска Преображенский храм села Старая Рязань