Архиепископ Димитрий (Градусов, в схиме Лазарь)

.

10 апреля 2016 года исполняется 60 лет со дня упокоения схиархиепископа Димитрия (Градусова), в 1944 – 1950 годы Управляющего Рязанской епархией (с февраля 1944 г. по 13 января 1947 г.). Владыка Димитрий был духовным наставником митрополита Никодима (Ротова), архимандрита Авеля (Македонова, в схиме Серафима); помог определить жизненную стезю будущего митрополита Симона (Новикова).

 
Архиепископ Димитрий (Градусов Владимир Валерианович) родился 14 июня 1881 года в Ярославле в семье преподавателя Ярославской мужской гимназии Валериана Градусова и его супруги Екатерины.

Градусовы были из потомственных дворян старинного русского уклада. Обычно в таких семьях детям прививали, в первую очередь, любовь к православной вере, Отечеству и благоговейную память к своим славным предкам, старались также дать хорошее домашнее воспитание и образование. Именно в семье смогли получить развитие литературные, поэтические и музыкальные дарования Владимира. В юношеские годы, начиная с 1900 года, он пишет первые свои стихотворения, а с 1902-го делает попытки сочинения серьезных музыкальных произведений. В Ярославских газетах за 1904-1909 годы помещен ряд его статей на музыкальные темы.

Среднее образование Владимир Градусов получил в той же гимназии, в которой преподавал его отец, а высшее – в Ярославском Демидовском юридическом лицее, после окончания которого, с 1909 по 1919 год, Владимир Валерианович состоял на гражданской службе на различных должностях по ведомству Министерства юстиции в Ярославле и Вологде. Работа молодого юриста была связана с местами отбывания наказаний уголовных преступников.

Владимир Валерианович относился к своей профессии со свойственной ему серьезностью и обстоятельностью. В 1910 году он стал автором «Справочника по пенитенциарной части» для губернских правлении, который был издан в Ярославле; с 1912 по 1916 год в «Вестнике Министерства юстиции», издававшемся в Санкт-Петербурге (с 18 августа 1914 г. – Петроград), публикуется ряд его серьезных статей по этой же теме. В 1912 году он был переведен на работу в Вологду помощником губернского тюремного инспектора, но душа его стремилась к деятельности иного рода. С 1912 года по благословению Преосвященного Евгения (Болховитинова), епископа Вологодского и Устюжского, Владимир Валерианович Градусов начинает совмещать свою основную работу с административно-хозяйственной деятельностью в Церкви – он избирается старостой одного из приходов Вологоды. В те годы он не оставлял своих литературных трудов, но они все чаще носили церковно-проповеднический характер, Так, в 1913 году в том же «Вестнике Министерства юстиции)) публикуется его статья «Святые узники земли Русской». К тому времени он был уже женат и в семье подрастала дочка.

В период революции Владимир Валерианович пострадал от красногвардейцев, участвовавших в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле. Он к мятежу никакого отношения не имел, но его зверски избили, переломав ноги, за «неправильное» происхождение. До конца земной жизни владыка Димитрий страдал от болей в ногах и ходил с палочкой.

В качестве представителя православных верующих Вологодской епархии он принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. Владимир Валерианович как профессиональный юрист принимал активное участие в выработке деяний Собора, особенно по вопросам о единоверии и единоверческих епископах, о создании комиссии для расследования мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского), о создании «Положения о православных приходах» и многих других. Так, на заседании Собора, проходившем 4 марта 1918 года, при выработке деяния №88 он подчеркивал важность церковной дисциплины в деле приходского строительства; в частности, он говорил: «В противном случае среди членов прихода могут оказаться люди инакомыслящие, которые будут проводить свою линию, чуждую Православной Церкви. Приход не мыслим без прихожан, но они должны быть не мертвыми, а живыми членами тела церковного, действительными сотрудниками, а не врагами Церкви».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, сказал ему: «Вам бы нужно, Владимир Валерианович священство принять». Он, ненадолго задумавшись, ответил: «Ваше Святейшество, я воспринимаю Ваше слово, как глас Божий. Я согласен».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, в ходе работы Собора обратил внимание на серьезного, активного и высокообразованного представителя вологодских мирян и сам предложил ему встать на путь служения Церкви в священном сане: как-то, улучив несколько минут во время перерыва в заседаниях, Первосвятитель сказал ему: «Вам бы нужно, Владимир Валерианович священство принять». Он, ненадолго задумавшись, ответил: «Ваше Святейшество, я воспринимаю Ваше слово, как глас Божий. Я согласен».

8 декабря 1919 года святителем Тихоном Владимир Валерианович Градусов был рукоположен в сан диакона, а на следующий день, 9 декабря, – в сан священника московского Успенского собора. В то время он не оставляет также свою литературно-проповедническую деятельность. В период с 1917 по 1919 год в Вологодских газетах вышли его статьи: «О, Пасха, избавление скорби...», «Глаголы вечной жизни», «Венец терновый». «Праздник Церкви Российской». «Памяти Митрополита Владимира». «Цветы пустыни» и другие.

В 1920 году о. Владимир был переведен в Ярославль, где служил настоятелем Иоанно-Златоустовского храма, что в Коровниках. Впоследствии он рассказывал своим духовным чадам о причине его глубокого почитания святителя Иоанна Златоуста. Как-то приближался день памяти свт. Иоанна – престольный праздник его храма, а он тяжело заболел, лежал с высокой температурой, не мог подняться и очень скорбел из-за этого. И вдруг видит, что, как наяву, к нему подходит святитель Иоанн Златоуст и говорит: «Тебе надо встать, завтра должен всенощную служить в моем храме». Затем, взяв его за руку, поднял с постели. Отец Владимир встал и болезни – как не бывало, и служба прошла, как нельзя лучше.

Время гонений на Православие не миновало Иоанно-Златоустовский храм: он, как и многие другие, был закрыт. Богослужение совершалось только в маленьком Никольском храме в пригороде Ярославля, за р. Которослью. Но в нем служили обновленцы. Придел в честь прп. Сергия Радонежского этого храма власти отдали единоверцам.

Для Патриаршей Церкви, сторонников святителя Тихона, оставили лишь одну крошечную часовню при том же храме, в которой могли поместиться лишь 15-20 человек молящихся. В этой часовне и стал служить отец Владимир Градусов после закрытия Иоанно-Златоустовской церкви. Православные ярославцы в храм к обновленцам не шли, а старались попасть на службу в часовню. Места всем, конечно, не хватало, и народ толпами, несмотря ни на какую погоду, простаивал в течение богослужения у входа в часовню. Обновленцы иногда зазывали верующих к себе: «Что вы стоите на улице? Заходите молиться к нам», но, как правило, получали ответ: «Нет, нет, мы уж лучше на улице тут будем». В том, что ярославцы, в основном, были преданы своей Патриаршей Церкви, большая заслуга была и о. Владимира Градусова, который, несмотря на крайне стесненные условия своего пастырства, разъяснял мирянам заблуждения еретиков.

В 1938 году о. Владимира постигла большая скорбь из-за ухода из жизни земной дорогих его сердцу жены Анны и дочери Наталии. Дочь к тому времени уже была взрослой, работала врачом. Единственным утешением для него среди близких оставалась старенькая нянька Евфимия, которая знала его с самого младенчества.

Спустя несколько лет, в 1942 году, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси) убедил о. Владимира принять монашество с последующим подвигом епископского служения. 9 января 1943 года священник Владимир Градусов был пострижен в монашество с именем Димитрия, а 24 января он был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 24 августа 1943 года владыка Димитрий назначается епископом Ульяновским. 8 сентября того же года он был участником Собора епископов Русской Православной Церкви, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Собор также обратился к христианам всего мира с призывом объединить усилия по борьбе с фашизмом. 12 сентября 1943 года епископ Димитрий присутствовал в Москве на интронизации Святейшего Патриарха Сергия.

В то время продолжалась борьба с обновленчеством. Патриарх Сергий, зная твердую позицию Ульяновского владыки Димитрия в отношении обновленцев, часто включал его в состав комиссий по чиноприему обновленческих архиереев, обращавшихся с покаянием к Святейшему Патриарху. Так, 4 декабря 1943 года он был в составе лиц, принимавших покаяние обновленческого митрополита Корнилия (Попова); 2 марта 1944 года в зале заседаний Священного Синода принес покаяние первоиерарх обновленческой церкви митрополит Виталий (Введенский). Это была окончательная победа над ересью обновленчества.

С декабря 1943 по февраль 1944 года епископ Димитрий был командирован для временного управления Орловской епархией, а в феврале 1944 года переведен на Рязанскую кафедру. Тогда архиерей, управляющий епархией, имел титул Рязанский и Шацкий», а с 12 мая 1944 года титул изменился на «Рязанский и Касимовский».

В Рязани епископ Димитрий проявил свойственную ему духовную мудростью, милосердие и самоотверженное служение Церкви и вверенной ему пастве.

В Рязани епископ Димитрий проявил свойственную ему духовную мудростью, милосердие и самоотверженное служение Церкви и вверенной ему пастве. В 1945 году Рязанский владыка Димитрий участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, который проходил в Москве с 31 января по 2 февраля. На Соборе решались вопросы об избрании Патриарха Московского и всея Руси и о принятии Положения об управлении Русской Православной Церковью. В ходе избрания Патриарха протоиерей Николай Колчицкий, Управляющий делами Московского Патриархата, опрашивал всех правящих архиереев о кандидатуре на это высокое церковное послушание. Когда слово было предоставлено Преосвященному Димитрию, епископу Рязанскому и Касимовскому, он сказал: «Я, клир и паства Рязанской епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего отца нашего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Решение Собора было единодушным, и Святейшим Патриархом был избран митрополит Алексий (Симанский). В том же году владыка Димитрий (Градусов) был возведен в сан архиепископа. В октябре следующего года, 1946-го, владыка Димитрий вызывался на зимнюю сессию Священного Синода.

 

Одним из важнейших его благодеяний рязанской пастве было то, что он добился возвращения православным рязанцам Борисо-Глебского собора, закрытого еще в 1935 году для размещения в нем пехотной школы.

Решением Совета Министров СССР от 8 июня 1946 года было разрешено начать в соборе богослужения. Архиепископ Димитрий получил это распоряжение 22 июня того же года, накануне дня памяти святителя Василия, Рязанского чудотворца. В тот день он пришел в Скорбященскую церковь и, со слезами на глазах, положив документ на престол, сказал священникам: «Вот я был во властях. Мне дали документы на Борисо-Глебский собор. А так как все это произошло в канун памяти святителя Василия, то, если я умру, все равно сделайте придел ему в соборе». По благословению Преосвященного Димитрия в соборе сразу же начались ремонтные работы. В течение почти двух лет над интерьером храма трудились мастера из Палеха – иконописцы братья Блохины и скульптор Гаврилов.

Рязанский Борисо-Глебский собор. Архивное фото

После возобновления Борисо-Глебская церковь вновь получила статус кафедрального собора. 27 января 1947 года архиепископ Димитрий (Градусов) в сослужении городского духовенства и при стечении многочисленных богомольцев освятил главный престол собора и совершил торжественный благодарственный молебен.

Владыка Димитрий без сомнения был благодатным и прозорливым старцем. Об этом свидетельствовали многие, знавшие его, и, в частности, архимандрит Авель, наместник Иоанно-Богословского монастыря, который был иподиаконом владыки, а затем принял от него монашеский постриг и благодать священства.

Отец Авель рассказывал: «В свое время я иподиаконствовал у архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева), но вот пришла весть, что в Рязань прибыл новый владыка. И вот однажды под Боголюбскую (1 июля н. ст.) вижу сон. Иду пешком из города в Никуличи, а дорога была мимо Скорбященской церкви. Из церкви народ идет и говорит: «Владыка служил». Вижу, идет старец, как преподобный Серафим, согнутый, а лицо – владыки Димитрия. Поняв, что это архиерей, я поклонился, сложил руки для благословения и жду, когда он мне даст свою руку поцеловать. Но он меня вдруг обнял, прижал голову к себе и сказал: «Ангел мой». Я растерялся и говорю: «Владыка, а я у прежнего владыки иподиаконствовал». Он отвечает: «И мне будешь, и еще будешь служить».

А позже произошло вот что. Рядом со Скорбященской церковью военкомат был, и меня туда вызвали. Я отправился по повестке, но прежде зашел в Скорбященскую церковь, и иподиаконы мне говорят: «Ты, может быть, задержишься? Тебе в военкомат к десяти, а владыка приедет в девять. Может, поможешь облачить?» Я говорю: «Владыка-то новый, может, он меня и не благословит». Пошли мы его встречать. Он приехал на пролетке. Я как его увидел, тут же понял, что именно его видел во сне. Когда владыка Димитрий сошел с пролетки, я поклонился, прося благословения, а он меня обнял, прижал голову к себе и сказал: «Ангел мой».

Во время службы я все нервничал: в военкомат-то надо идти к десяти часам. И все-таки решил идти. Уже взялся за орарь, чтобы снять его. Владыка в это время стоял перед престолом. Он повернулся ко мне и сказал: «Не снимай, стой так». Я поправил орарь и всю литургию проиподиаконствовал. И только после службы пошел в военкомат. Оказалось, что в тот день там был выходной, и кто-то по ошибке разослал повестки…

Как-то раз у меня так разболелась голова, что в церковь я пошел только через силу. Ко всенощной пришел владыка Димитрий. Стою, облачаю его. Владыка снял с себя скуфью бархатную и на меня надел. Я хотел снять и отдать, чтобы повесить. Но он сказал: «Постой так, постой». Так, в его скуфеечке, я его и облачил. А потом он сам ее с меня снял и говорит: «У тебя головка-то прошла?» Вот такой он был, владыка-то! И таких случаев было очень много».

В 1940-е годы владыка Димитрий не оставлял своих церковно-публицистических трудов. Известны его сочинения, которые печатались в «Журнале Московской Патриархии», в том числе: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани – митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)». Архиепископ Димитрий был автором и духовной поэзии.

13 января 1947 года Священный Синод на основании личного прошения владыки Димитрия принимает решение о его переводе на Ярославскую кафедру. Таким образом, сразу же после освящения Борисо-Глебского собора в Рязани, он убыл к месту своего нового назначения – в родной Ярославль. Надо сказать, что пребывание владыки Димитрия (Градусова) в Рязани положило начало церковному служению еще одного рязанца – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, Постоянного члена Священного Синода – митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова).

Борис Ротов, как и его друг Николай Македонов, нес у Рязанского владыки Димитрия послушание иподиакона. Уже в Ярославле 17 августа 1947 года архиепископ Димитрий рукоположил Бориса Георгиевича Ротова в сан диакона, а через 2 дня, 19 августа, в день Преображения Господня, он совершил его пострижение в монашество с наречением имени Никодима. 20 ноября 1949 года владыка рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонаха. В период пребывания архиепископа Димитрия на Ярославской кафедре иеромонах Никодим был его личным секретарем и клириком кафедрального Феодоровского собора Ярославля.

Могила архиепископа Димитрия на Туговой горе. Фото с сайта: http://mamanyaforbaby.blogspot.ru/2012/04/blog-post_10.html

22 февраля 1950 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий был удостоен права ношения креста на клобуке. Через четыре года, 31 июля 1954-го, из-за ухудшения здоровья владыка Димитрий уходит на покой. 4 апреля 1956 года его состояние резко ухудшилось, и в тот же день он причастился Святых Христовых Таин, затем над ним было совершено Таинство елеосвящения, а вечером он принял схиму с наречением имени Лазаря – в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. Постриг совершили епископ Угличский Исаия (Ковалев), викарий Ярославской епархии, и игумен Авель (Македонов).

10 апреля 1956 года схиархиепископ Лазарь тихо и мирно скончался. Он был погребен на ярославском кладбище, что на Туговой горе. Рядом покоится прах его жены, дочери и няни. Отпевание почившего иерарха совершили архиепископ Ивановский Венедикт, епископ Угличский Исаия, 25 священников и шесть диаконов.

Всю свою жизнь архиепископ Димитрий (Градусов) отдал служению Святой Православной Церкви, Отечеству и людям. Он был деликатен и крайне добродушен. Все, что ему дарилось и преподносилось, он сразу раздавал нуждающимся, строго исполняя наказ Спасителя: «Всякому, просящему у тебя, дай», и, как правило, не проходил мимо ни одного нищего. Особым ликованием его душа исполнялась на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения: владыка радостно приветствовал всех с этим неземным торжеством, с каждым, в том числе нищими, христосовался и говорил: «Дорогой мой, Христос Воскресе!»

В завершение этого краткого повествования мы помещаем стихотворение «Христос Воскресе!», написанное архиепископом Димитрием (Градусовым) и опубликованное в 4 номере «Журнала Московской Патриархии» за 1947 год.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

 Из года в год, порой весенней,

Нисходит в мир Святая ночь,

Когда сильней и дерзновенней

Могу я скорби превозмочь.

 

Где смерти страх, где муки ада?

Они бессильны надо мной,

Как будто рушилась преграда

и между небом, и землей...

 

Недолгий гость земли печальной,

Я в небо, в вечность восхищен,

И слышу я Отчизны дальней

Святой, пасхальный перезвон:

 

О, ночь пленительного счастья!

Ты лучше солнечного дня,

Прими меня в свои объятья

И в вечность передай меня.

 

Но... ночь пройдет и день минует,

И Праздник Светлый отойдет,

И снова сердце затоскует,

Пока отрады не найдет.

Димитрий (Градусов),

архиепископ Рязанский и Касимовский

 

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ

 

 

Виртуальные экскурсии по храмам Рязанской епархии

Воскресенский храм села Сушки

Экскурсия по храму села Сушки. Село Сушки родина местночтимого святого старца Никона.

Воскресенский храм села Исады

В селе Исады действует Воскресенский храм. Само село раскинулось на крутом берегу реки и некогда было вотчиной древнего рода Ляпуновых.

Троицкий храм села Троица

Старинное село Троица Спасского района издавна славилась своей красивой церковью. Пройтись по ней можно с помощью виртуальной экскурсии.

Предтеченский храм деревни Хрущево

Виртуальная экскурсия по недавно построенному храму в честь Рождества Иоанна Предтечи деревни Хрущево Старожиловского района Рязанской области.

Вознесенский храм города Спасска

Виртуальная экскурсия по старинному деревянному храму города Спасска.

Преображенский храм села Старая Рязань

Виртуальный 3-D тур по старинному Преображенскому храму Старой Рязани.

Previous Next Воспроизвести Пауза
Воскресенский храм села Сушки Воскресенский храм села Исады Троицкий храм села Троица Предтеченский храм деревни Хрущево Вознесенский храм города Спасска Преображенский храм села Старая Рязань