Схиархимандрит Серафим (Блохин)

.

село Пичаево. Современный видНа Скорбященском кладбище города Рязани у северной части алтаря храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – место упокоения схиархимандрита Серафима (Блохина). До своего ухода на покой он был настоятелем этой кладбищенской церкви. Отец Серафим снискал любовь прихожан истовым служением и живыми проповедями. Он любил храм Божий и церковную молитву, всегда приходил к Божественной литургии задолго до начала богослужения и вынимал частички, поминая всех, кого знал. Будучи духовником епархии, архимандрит Серафим, принимая исповедь у священнослужителей, сам являл пример искреннего покаяния.

Схиархимандрит Серафим (Блохин Василий Иванович) родился 8 апреля 1907 года в семье крестьян села Пичаево Тамбовской губернии. Окончил трехклассную церковно-приходскую школу. Позже он писал в автобиографии: «С юности стремился посвятить свою жизнь церковному служению. Часто посещал свой сельский храм, с 12 лет читал на клиросе».

Вся сознательная жизнь отца Серафима пришлась на то время, когда Церковь Христова в ХХ веке в богоборческой стране была поставлена вне закона. Скорбный путь Русской Церкви в период советских гонений, обрушившихся на нее, но не сломивших ее, еще раз подтвердил ее нечеловеческое, Божественное основание; он проиллюстрировал слова Спасителя, обращенные как к каждому отдельному христианину, так и ко всей земной Церкви Христовой: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Будучи еще очень молодым, он без колебаний выбрал именно эту стезю. С 1928 по 1931 год он служил псаломщиком Никольской церкви своего села, а 22 марта 1932 года игуменом Саввой был пострижен в монашество.

На следующий день после пострига, как он рассказывал своей духовной дочери, будущей схимонахине Херувиме (Соколиной), он был арестован и сослан в город Моршанск Центрально-Черноземной области (быв. Тамбовской губернии). Условия заключения не были слишком суровыми, так как ему разрешался выход в город. Пользуясь возможностью, молодой монах посещал храмы Моршанска.

Однажды на него обратил внимание епископ Моршанский Серапион (Шевалеевский). 28 августа 1932 года владыка Серапион рукоположил его в сан иеродиакона к Никольскому храму Моршанска; 6 мая 1934 г. он был рукоположен во иеромонаха, в том же году награжден набедренником.

Наступил 1937 год. В его начале власти поставили вопрос о существовании Русской Православной Церкви как таковой. Можно с уверенностью сказать, что гонения, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов XX столетия, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Иеромонах Серафим (Блохин) в 1937 году продолжал свое служение в Никольском храме. В конце года местные власти решили закрыть и эту церковь. Тогда о. Серафим пережил сильнейшее потрясение: на его глазах сотрудники НКВД убили служившего с ним диакона. Его же Господь сохранил. Три недели священнослужитель скрывался в зимнем лесу. После этого в его служении наступил вынужденный перерыв, и ему пришлось заниматься случайной работой. В 1941 году о. Серафима опять арестовали и в 1942-м осудили на 10 лет ИТЛ по статье 193 п. 10-А, но через год и 8 месяцев, ввиду тяжелой болезни, освободили, а еще через 8 месяцев его судимость была снята.

10 августа 1944 года его призвали в ряды Советской армии. Служил на передовой, дошел до Берлина; награжден медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Вернулся с фронта 20 октября 1945 года.

В 1946 году святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский, назначил о. Серафима настоятелем Покровского храма села Беляевка Сампурского района Тамбовской области. В 1947 году он был переведен в храм села Ново-Юрьево.

В том же году о. Серафим вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. С конца 1948 г. он – настоятель Ильинского храма села Черное Ленинградской епархии; в 1950 г. по прошению перемещен в Алма-Атинскую епархию, где определен во Владимирский собор города Актюбинска, в котором служил в течение почти семи лет.

После краткого послевоенного затишья, гонения на Церковь вновь усиливаются, когда за дело принялся Никита Сергеевич Хрущев. По мнению большинства исследователей, «хрущевская» кампания стала наиболее тяжелым временем в послевоенный период для религиозных организаций в СССР. Действительно, гонения на Церковь этих лет – одна из мрачных страниц в нашей истории: уничтожение храмов, которые устояли в 1920-1930-е годы, атеистическая истерия в СМИ, ретивые комсомольцы у церковных оград, берущие «на заметку» всех пришедших на службу…

Скорбященский храм в Рязани
В то сложное время о. Серафим и начал свое служение в Рязанской епархии: с 24 октября 1957 г. – в храме Рождества Христова города Михайлова; 1 февраля 1958 г. был назначен в Космо-Дамиановский храм с. Летово Рыбновского района; 20 августа 1958 г. переведен в Скорбященский храм Рязани; с 9 марта 1959 г. – настоятель кадомского храма во имя святителя Димитрия Ростовского; 13 июня 1959 г. переведен на должность настоятеля Казанского храма с. Срезнево Шиловского района, в котором пребывает чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» (архимандрит Серафим очень чтил этот образ Пресвятой Богородицы).

В 1964 году, в праздник Покрова Божией Матери, 14 октября, Хрущев был отстранен от власти, но преследования Церкви и верующих в тех или иных формах продолжались еще долгие годы, вплоть до 1988-го, когда все православные христиане праздновали 1000-летие Крещения Руси. С того момента начался массовый приход людей разных возрастов и социальных слоев в Церковь Христову, приступили к реставрационным работам в старых церквах и монастырях и к строительству новых храмов.

Отец Серафим служил в Скорбященской церкви г. Рязани с 1 июня 1964 до 29 ноября 1979 года, то есть – более 15 лет. В те же годы он нес послушание епархиального духовника. Священноначалие его жертвенное служение отметило церковными наградами: ко дню Святой Пасхи 1961 г. он был награжден наперсным крестом; 29 апреля 1964 г. возведен в сан игумена; в 1970 г. награжден палицей; а в 1975-м – крестом с украшениями; в 1979 г. ко дню Святой Пасхи возведен в сан архимандрита.

29 ноября 1979 года архимандрит Серафим почисляется за штат по состоянию здоровья, однако, несмотря на «тяжкие телесные страдания», продолжает служение не только в храмах Рязани, но и во многих отдаленных церквах епархии. Незадолго до кончины он был пострижен в великую схиму.

Схиархимандрит Серафим – автор нескольких духовных произведений: «Моя жизнь во Иисусе», «Золотой Клад или Путь в Царство Небесное», «Что такое жизнь и как должно жить», в которых чувствуется богатейший духовный опыт и глубокое знание жизни (хранятся в рукописях).

У духовных чад отца Серафима хранилась одна из его книг, напечатанная на пишущей машинке им самим– «Моя жизнь во Иисусе». Вот что он написал в ее предисловии: «Моя жизнь во Иисусе» – так назвал я сию книгу мою, потому что ясно увидел, что только в Иисусе можно найти счастье. Потому и написал: «Кто нашел Иисуса, тот нашел все, что искал, а кто потерял или не знает Иисуса, тот – жалкий человек».

Я написал, что Бог есть, и что само собою ничто не создается; о том, что человек, живя на земле, ни к чему не должен много или мало привязываться, а должен помнить, что он здесь странник и всецело должен стремиться к тамошнему, а здесь «все суета сует и томление духа» (Еккл. 1, 14).

Я написал несколько слов и об Иисусовой молитве, считая, что через нее можно скорее соединиться с Иисусом. Еще я написал о современном монашестве. Когда писал эту книгу, то имел в виду трех дев, желавших оставить мир ради Иисуса. На сей трудный путь я старался привлечь их не столько мудростью и словом, сколько любовью, верою и духом кротости. Книга сия написана в 1937 году.

Иеромонах Серафим».

Могила схиархимандрита Серафима. Фото Игоря Суворова
В личном деле схиархимандрита Серафима (Блохина) можно увидеть документы, которые свидетельствуют об отношении к нему пасомых: «Игумен Серафим пользуется большой любовью и уважением людей за его пламенную и скородоходчивую до Господа молитву… О. Серафим обладает высокой духовностью, а может быть (это известно только Господу), он обладает еще и дарами избранника Божиего: если страдания человека бесноватого исчезают при его приближении; если на его руках замолкает только что истошно кричавший на руках матери младенец; если после его молитв начинают выздоравливать страждущие; если по исполнении советов о. Серафима обращающиеся к нему получают духовное подкрепление, то мы благодарим Всевышнего за ниспослание нам такого пастыря… В лице о. Серафима мы имеем верного ходатая пред Богом за всех нас…».

Духовное чадо схиархимандрита Серафима (Блохина) схимонахиня Херувима (Соколина) вспоминает: «Батюшка во всем старался подражать преподобному Серафиму Саровскому: клал по 1000 поклонов за ночь; так же, как и преподобный, молился, бывало, на камне…». Упокоился схиархимандрит Серафим (Блохин) 7 октября 1989 года; по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) отпевание 10 октября возглавил архимандрит Авель (Македонов). Похоронили отца Серафима на Скорбященском кладбище близ алтаря храма, с северной стороны.

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ

Видео

"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великая суббота
"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великая пятница
"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великий четверг
"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великая среда
"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великий вторник
"Календарь поста" с митрополитом Марком: Великий понедельник
Отвечают пастыри: Что делать с освященными вербами?
Отвечают пастыри: Что делать с освященными вербами?

Виртуальные экскурсии по храмам Рязанской епархии

Воскресенский храм села Сушки

Экскурсия по храму села Сушки. Село Сушки родина местночтимого святого старца Никона.

Воскресенский храм села Исады

В селе Исады действует Воскресенский храм. Само село раскинулось на крутом берегу реки и некогда было вотчиной древнего рода Ляпуновых.

Троицкий храм села Троица

Старинное село Троица Спасского района издавна славилась своей красивой церковью. Пройтись по ней можно с помощью виртуальной экскурсии.

Предтеченский храм деревни Хрущево

Виртуальная экскурсия по недавно построенному храму в честь Рождества Иоанна Предтечи деревни Хрущево Старожиловского района Рязанской области.

Вознесенский храм города Спасска

Виртуальная экскурсия по старинному деревянному храму города Спасска.

Преображенский храм села Старая Рязань

Виртуальный 3-D тур по старинному Преображенскому храму Старой Рязани.

Previous Next Воспроизвести Пауза
Воскресенский храм села Сушки Воскресенский храм села Исады Троицкий храм села Троица Предтеченский храм деревни Хрущево Вознесенский храм города Спасска Преображенский храм села Старая Рязань