Литургия в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани в день престольного праздника

.

Неделя 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, в этом году выпала на 2 января – день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, престольное торжество рязанского Епархиального подворья в честь святого Иоанна. В особый для храма день литургию в этом храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Наставление после богослужения владыка посвятил пониманию родословия Христа, которое звучало в храме, и примеру праведного Иоанна Кронштадтского:

– Почти месяц назад, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы с вами впервые услышали слова праздничных ирмосов – «Христос рождается, славьте!»

И сегодня мы уже вступаем в непосредственный период подготовки к торжеству Рождества Христова, период предпразднства, как называется это особое время перед его наступлением.

Сегодня во время чтения Евангелия в храме уже прозвучали слова, в которых говорилось о том, как совершались это великое событие – на землю пришел Сын Божий который стал для всех нас великим Пастырем, Пастыреначальником.

А перед повествованием о рождении Христа Спасителя мы слышали с вами длинный список имен, в которых тоже есть великий глубокий смысл. Евангелист Матфей приводит родословие Христа Спасителя, показывая нам предков Христа по плоти. Для современного уха это перечисление, конечно, звучит как некий шок, ведь тут нет привычных формулировок о том, что такая-то женщина родила ребенка от такого-то мужчины, есть только мужские имена: Авраам родил Исаака и так далее. Каждый из мужчин, упоминаемых в этом длинном списке, называется отцом и говорится о том, что именно он родил. Это было свойственно обществу, в котором женщина занимала место помощницы, а вся ответственность лежала исключительно на мужчине. И потому говорится именно о том, что Авраам, Исаак, Иаков и все другие родили детей. Женщины в Писании почти не упоминаются, лишь иностранки и те благочестивые женщины, которых мы помним по страницам Библии – Сарра, Ревекка, Лия, Рахиль. Упоминаются те, которые были чужды для народа Авраама и потом стали своими.

Кроме всего прочего, родословие завершается повествованием о происхождении Иосифа. А мы знаем, что Божия Матерь родила Спасителя от Святого Духа, а не от мужа. А здесь такой длинный список имен, который, казалось бы, не имеет ко Спасителю никакого отношения. Но дело в то, что 2-3 тысячи лет назад подходы были другими. Самое главное, чтобы отец сказал – это мой сын. Говоря современным языком, важен был не факт биологического отцовства, но факт признания кого-то своим ребенком. А потому древними евреями родословие именно в этом виде воспринималось как подтверждение того, что Христос есть действительно Сын Авраама и Давида, причем последнее было даже более важным, потому что потомство Авраама было огромным, а Давида – меньше. О Христе было сказано, что Он будет из царского рода Давидова.

В тексте это сыновство Давида подчеркивается еще не раз, причем такими знаками, что не каждый может их понять. Дел в том, что в Евангелии несколько раз говорится о четырнадцати родах, потом еще и еще раз о таком же количестве родов. Почему же евангелист делает акцент именно на четырнадцати, почему он постоянно говорит об этом числе?

С одной стороны, четырнадцать – это дважды по семь, а семь – это священное число, как у древних евреев, так и у нас в Церкви: мы знаем семь Таинств, семь Вселенских Соборов. И все же у числа четырнадцать есть и другое значение. Мы сейчас все пользуемся арабскими цифрами и забыли о том, что во всех алфавитах, особенно древних, буквы означают также и цифры. И 14 является эквивалентом еврейского имени Давид, а мы знаем, что евангелист Матфей писал свое Благовестие именно для евреев, чтобы они, убедившись, что Христос есть наследник Давида, Мессия, уверовали в Него. Таким образом, называя 14, евангелист Матфей говорит нам – «Давид, Давид, Давид! Он – Сын Давидов!».

Мы называем Христа Пастырем, Пастыреначальником, говорим о том, что Он упас Свою паству. Как Он это делает?

Мы помним евангельскую притчу о заблудшей овце, в которой рассказывается о том, что Пастух оставляет 99 овец и идет за одной заблудившейся, берет ее на Свои плечи и несет обратно в стадо. Так вот, каждый из нас, все человечество представляет собой заблудившуюся овечку, и все оно было взято Христом на Его плечи и возвращено в прежнее состояние благодаря Крестной Жертве, которую Он принес за всех нас.

Сегодня мы собрались в храме, который посвящен пастырю. Христос для нас Архипастырь, главный Пастырь, но в истории Церкви есть тоже немало пастырей, и одним из известных пастырей XIX – начала XX века является горячо любимый нашим народом праведный Иоанн Кронштадтский. Мы сегодня собрались здесь, чтобы прославить его память и помолиться ему. Его жизнь поистине удивительна, а его дела поразительны. Сегодня мы слышали в Священном Писании слова: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Именно в такой последовательности – сотворит, потом научит. Мы часто говорим, говорим, пытаемся, порой неумело, учить других, не зная, что, кому и как сказать, думаем, что одни наши слова будут иметь силу. Но нет! Как говорит апостол – «сотворит и научит».

Батюшка Иоанн Кронштадтский был действительно тем человеком, который сам творил, жил согласно вере во Христа и так же учил, но не столько словом, сколько своей жизнью, примером, молитвой и дерзновением к Богу.

Сохранилось богатое наследие его жизни, огромное количество описаний того, как он жил, молился, совершал чудеса исцеления. И мы сегодня прибегаем к нему, нашему пастырю, ожидаем от него помощи, заступления. Какое же наставление дает нам о Иоанн Кронштадтский?

Когда его спросили конце его жизни, когда он уже был в преклонных годах – «Батюшка, как Вы стали таким?», имея в виду, как он стал таким гигантом, он сказал: «Я жил жизнью Церкви». И это завет всем нам. Мы часто живем своими страстями, уходим на страну далече. Кто-то думает о карьере, кто-то мечтает заработать побольше денег, и мы забываем о Церкви, о самом главном. А батюшка Иоанн говорит, что он жил жизнью Церкви.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, жить жизнью Церкви, и не только в эти святые дни в преддверии праздника Рождества, но и во все дни жизни нашей.

*   *   *

За литургией была совершена диаконская хиротония студента Рязанской православной духовной семинарии Петра Гевуряна.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"