О бесценном вкладе в церковную сокровищницу. Литургия в день празднования Собора Вселенских учителей и святителей

.

В день празднования Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, 12 февраля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

Отличительной особенностью богослужения было использование греческого языка. Традиция совершать Божественную литургию на греческом языке в день памяти Вселенских святителей существовала еще до 1917 года в духовных школах. Песнопения, ектении и возгласы священнослужителей исполнялись с напевами, традиционными для Элладской Православной Церкви, на родном для святителей языке.

О значении  подвига святителей и о причинах, послуживших к установлению их общего праздника, рассказал в наставлении после богослужения митрополит Марк.

— Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь отмечает память трех великих святителей. Все три принадлежат к IV веку, называемому еще золотым веком христианской письменности, хотя это понятие по сути гораздо более широкое — говоря о христианской письменности, мы имеем в виду и литературу, и проповеди, и вероучение, и толкования Священного Писания, и тексты Божественной литургии.

Три великих святителя оставили свой великий след в истории Церкви. Василий Великий был человеком подвига, который в пустыне проводил строгое монашеское житие. Потом, вернувшись к активному церковному и общественному служению, он написал уставы для монастырей, которые легли в основу иноческой жизни многих и многих обителей на протяжении всех веков как на Востоке, так и на Западе. Он был превосходным администратором, замечательным проповедником, толкователем Священного Писания. В дни больших праздников и особым образом в дни Святой Великой Четыредесятницы в храмах совершают литургию святителя Василия Великого.

Мы прославляем память святителя Григория Богослова, который одно время был архиепископом Константинополя. Тонкий богослов, поэт, он написал возвышенные слова о Святой Троице, посвящая свои труды учению о Ней.

Наконец, вдохновенный проповедник святитель Иоанн Златоуст, о котором его учитель язычник Ливаний говорил, что он прекрасный ритор, сожалея, что «похитили его у нас христиане». Он действительно был прекрасным проповедником, толковал Священное Писание, и эти толкования были настолько потрясающими, что люди, стоя в храме, по окончании проповеди рукоплескали святителю Иоанну. За этот яркий талант его и прозвали Златоустом.

Каждый раз, совершая литургию, мы поминаем его имя, поскольку текст литургии восходит именно к нему. Современному человеку, вероятно, проще будет понять значение вклада трех святителей в сокровищницу Церкви, если сделать такое сравнение: для всей церковной истории они все равно что для русской культуры и литературы — Пушкин, Толстой и Достоевский, три великих писателя XIX века.

А история праздника такова. Некоторые из почитателей превозносили святителя Василия Великого как выдающегося богослова, администратора и церковного политика, другие говорили о величии святителя Григория, как богослова Святой Троицы, а третьи восхищались Иоанном Златоустом как пламенным проповедником и обличителем неправды.

И вот наконец, чтобы прекратить разногласия и соревнования учеников этих святых и прения о том, чей учитель выше и значимее, был установлен праздник — Собор трех Вселенских святителей. Мы сегодня отмечаем его, прославляя сразу всех трех этих великих мужей, которые имели огромное значение для жизни всей Церкви и для нас с вами.

Дай Бог, чтобы и сейчас, дорогие братья и сестры, земля наша не оскудевала церковными талантами и не только ими, но прежде всего людьми, которые желали бы подвига. Мы слышали сегодня слова Евангелия — «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Божием». На первом месте ставится не учение, а пример жизни — кто сотворит и научит! И три великих святителя как раз так и поступали, на своем земном пути они старались сотворить подобие подвига Христа и потом уже, преобразив себя в нового человека, научили множество своих последователей.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, прежде всего избавиться от ветхого человека в себе и сотворять нового, и тогда мы сможем не только стать наследниками подвига Христа, но и правильно учить, как нужно спасаться и каким путем идти в Царство Небесное.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"