Не судить другого и не превозноситься. Литургия в Неделю о мытаре и фарисее

.

13 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани. Наставление после богослужения владыка посвятил притче о мытаре и фарисее, вокруг которой всегда сосредоточено смысловое наполнение и поучение этого воскресного дня:

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

— Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, называется Неделей о мытаре и фарисее. В храмах читается удивительное и поучительное Евангелие, в котором представлены два персонажа — мытарь и фарисей. Человеческая природа такова, что нам всегда нужен какой-нибудь реальный человек или персонаж в качестве образца. Стоит нам погрузиться в чтение книги или просмотр фильма, как уже возникают симпатии к одному из героев, за него мы болеем, переживаем, с ним отождествляем самих себя.
То же самое касается этой притчи. Вот только симпатии современников Христа, древних евреев, безусловно были на стороне фарисеев, в то время как само «мытарь» было синонимом слова «грешник». Неудивительно, ведь благочестивый фарисей, ревнитель закона — это пример для подражания!

А в наше время другая ситуация. Совсем недавно я спросил одного человека, кто его любимый персонаж из этой притчи, и в ответ услышал, что, конечно, мытарь. Он пришел помолиться в храм, проявил смирение, каялся, а Закхей вовсе забрался на дерево, чтобы увидеть Христа. Словом, заключил он, мытари — это хорошие ребята.

А для евангельского времени, когда мытари воспринимались как отверженные люди, такой взгляд был бы немыслим. Так что же, неужели мы должны отвернуться от мытаря и возлюбить фарисея? Нет, Спаситель не призывает нас избрать какого-то своим героем и утверждать его правоту. Христос призывает нас воспринимать человеческие поступки объективно и подражать правильным поступкам, неверных, напротив, всячески избегая.

Для чего вообще Христос сказал эту притчу? Дело в том, что в то время, как говорит евангелист Лука, некоторые считали, что выполняя многочисленные заповеди, они уже достойны похвалы от Бога, и именно для них Господь рассказал эту притчу. Но почему Христос говорит о том, что оправданным вышел мытарь, а не фарисей? Причем здесь оправдание?

Когда мы говорим о храме и молитве, мы всегда используем такие категории, как молитва, единение с Богом, преображение, возношение ума к Богу и так далее. Мы уже пользуемся христианской терминологией, а в том время люди жили в понятиях Ветхого Завета, чаще всего связанных с понятием закона.

Мы называем ветхозаветные установления законом, говорим, что Тора — это закон, хотя, строго говоря, еврейское слово «Тора» означает не закон, а наставление, научение или поучение. Поэтому, строго говоря, это не закон, а наставление к праведной жизни.

Однако древние евреи настолько формально относились к своим религиозным обязанностям, что сделали их подобными закону, то есть превратили в некое формальное, сухое и безжизненное правило. Поэтому и звучит фраза о том, кто вышел более оправданным, и в этих словах отчетливо слышится момент юридического оправдания. Конечно, мы не воспринимаем молитву подобным образом. Кто может из нас сказать, что вышел из храма более оправданным? Никто! Говоря о богослужении и молитве, мы даже не выражаемся в таких категориях, обращаясь к понятиям Божией благодати и так далее.

Каков же главный смысл этой притчи? Не нужно судить о людях, восхищаться или, наоборот, записывать людей в число отверженных, нужно выносить суждение о поступках человека. Человек правильно молится, кается, но нельзя гордиться и превозноситься ни над каким человеком. Неслучайно Господь заканчивает эту притчу предостережением о том, что всякий возносящий себя смирится, а смиряющий себя будет вознесет. Это главный и важный для каждого из нас принцип, и его можно считать выводом из этой притчи.

Смирение — это та добродетель, которая привлекает к нам благоволение Божие. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, этого смирения, чтобы мы, ходя в храм, читая молитву и совершая добрые дела, никогда не забывали о смирении, помнили всегда о своем недостоинстве и старались бы не гнушаться никаким человеком, ни над кем бы не превозносились, чтобы не быть смешными в очах Божиих и осужденными, как тот безумный фарисей из притчи.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"