Литургия в день памяти праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

.

На следующий день после праздника Сретения Господня Церковью установлено чествование памяти праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В Христорождественском соборе Рязани 16 февраля Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Владыка в наставлении обратился к образу праведного Симеона и через этот образ – к вопросу соотношения и правильного понимания эпох Ветхого и Нового Заветов:

– На протяжении последних двух тысяч лет истории мы видим, что люди, знакомясь с Новым Заветом, начинают воспринимать Ветхий Завет как нечто обособленное, а не как часть единого целого – Библии, Священного Писания, Божественного Откровения. Открывая Ветхий Завет, читатель порой смущается проявлениями жестокости и немилосердия, которые встречаются на страницах Ветхого Завета. Появляется недоумение: как же Бог мог так поступать, почему Он давал такие заповеди и повеления? Среди христиан даже возникали течения, представители которых считали, что жестокий Бог Ветхого Завета – это вовсе не тот любящий Бог, о котором они узнали из Нового Завета. Конечно, Церковь не признала эти взгляды, она учит, что Божественное Откровение – единое целое, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Да, характер жизни в ветхозаветные времена был другой, люди были грубыми, жестокосердными, и их поведение порой разительно отличалось от тех примеров, которые мы видим на страницах Евангелия. Тем не менее неправильно было бы недооценивать то благое, что было в период Ветхого Завета.

Сегодня мы отмечаем память праведного Симеона Богоприимца, одного из представителей Ветхого Завета. Он встретил Христа Спасителя, когда пришел в храм, будучи движим Духом Святым. Хотя Церковь и учит, что Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, евангелист Лука все же повествует, что именно Духом Святым праведный Симеон пошел в Божий храм, где и состоялась его встреча с Христом Спасителем.

Эта встреча была действительно чем-то особым, в ней проявилось все лучшее, что было в ветхозаветную эпоху. Чего только стоят те великие слова, которые произнес праведный Симеон, взяв Младенца Спасителя на руки – «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…».

Он говорил о Мессии, пришедшем для спасения и Израиля и всех людей земли. Конечно, позиция Симеона противоречила как многочисленным проявлениям грубости и жестокосердия в период Ветхого Завета, так и, уже в евангельское время, проявлениям вражды со стороны иудеев, нетерпимо относившихся ко Христу.

И все же образ Симеона – это образ всего лучшего, что присутствовало в ветхозаветную эпоху. Сравнительно недавно мы отмечали память отцов Ветхого Завета, святых праотцев, всех, кто способствовал рождению Спасителя мира. А сегодня мы отмечаем память Симеона, который встретил и благословил Мессию на Его служение во имя спасения всего человечества.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, проявлять больше доброты и любви к людям, которые проявил в трудный период истории мира праведный Симеон Богоприимец, человек, вобравший в себя лучшие черты ветхозаветного праведника.