Об опасности лицемерия. Литургия в Христорождественском соборе

.

19 февраля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани. В храме за богослужением читался отрывок о бедной вдове, положившей в церковную сокровищницу две лепты. Почему ее поступок находит такое одобрение и восхваление в очах Господа? Ее жертва искренняя, а что может быть не так с приношениями жертвователей более щедрых, на первый взгляд?

Об этих вопросах говорил митрополит Марк в наставлении после богослужения:

— Чего не любят люди в отношениях? Не любят обмана, фальши и лицемерия. Что же такое лицемерие? Это слово вошло в наш обиход из мира театра, когда люди в древности в представлениях играли разные роли и, как правило, один и тот же артист мог носить разные маски в разных сценах — он мог играть роль женщины, потом юноши или даже младенца. Таким образом он как бы перевоплощался в разных людей с разными взглядами и речами.

Лицемерие, ложь, неискренность — это то, что считается непорядочным, неприличным, но особо нетерпимо лицемерие среди людей верующих, религиозных.

В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали предупреждение Христа, говорившего о религиозных вождях еврейского народа, которые, с одной стороны, учили людей благочестию, а с другой стороны — сами часто не поступали в соответствии со своими же словами. И потому Господь многократно указывает на их лицемерие и говорит, что они лишь заботятся о том, чтобы выглядеть красиво, казаться перед другими людьми верующими, набожными, благочестивыми, но по сути в своей глубине они остаются фальшивыми лицемерами. И Господь предупреждает Своих слушателей избегать и остерегаться этой фарисейской закваски. Господь видит все, обращает внимание на сердце человека, на его возможности, и в качестве такого примера мы слышим рассказ евангелиста Луки о том, как люди клали пожертвования в церковную сокровищницу.

Многие люди клали большие деньги, но Спаситель не обращал на них внимания. И только когда бедная вдова положила в сокровищницу самую маленькую монетку, Христос обращает на нее внимание и говорит, что эта женщина положила больше всех остальных, потому что все клали от избытка, а она — от недостатка. В греческом тексте Евангелия стоит гораздо более сильное выражение, чем в нашем. В русском переводе говорится о том, что вдовица положила все свое достояние, а в греческом употреблено слово «биос», жизнь, то есть буквально она положила в церковную сокровищницу всю свою жизнь. Слово «биос» нам знакомо по школьной программе, в частности, по предмету биологии. Одно из его значений — материальное обеспечение жизни, и вот все материальное обеспечение своей жизни вдова положила в церковную сокровищницу.

Господь обратил на нее внимание, потому что Он видит возможности каждого человека. Конечно, люди бывают искренними перед другими в разной степени, и иногда не нужно и даже не полезно открывать свою душу всем подряд, особенно посторонним, потому что люди лукавы и могут воспользоваться слабостью, какими-то знаниями о другом человеке и уязвить человека. Но самое главное — мы не должны допускать фальши и лицемерия и, безусловно, должны понимать, что по отношению к Богу невозможно никакое лицемерие. Бог видит всякое человеческое сердце и знает все тайники человеческой души.

Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, избегать лицемерия, стремиться к доброму и искреннему отношению к каждому человеку и, конечно, никогда не лицемерить и не лукавить, особенно, в своих отношениях с Богом.