О границе между жизнью и смертью. Литургия и панихида в родительскую субботу в храме Спаса-на-Яру

.

В Церкви есть несколько дней, посвященных сугубому поминовению усопших, когда в православных храмах совершается особое поминовение православных христиан, уже завершивших свой земной путь.

Эти дни называют Родительскими субботами, и в течение Великого поста их несколько: на второй, третьей и четвертой седмицах. В первую из таких суббот, которая в 2022 году пришлась на 19 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию и панихиду в храме Спаса-на-Яру в Рязани.

В наставлении после богослужения владыка коснулся понимания темы смерти и объяснил, почему граница между нею и жизнью в понимании православных христиан проходит даже не на пороге вечности, а порой и раньше:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вспоминаем усопших православных христиан, и, конечно, на первом месте – наших близких, дорогих сердцу людей, который закончили многомятежный путь в этом мире и перешли в вечность. Мы оплакиваем наших ближних, и вместе с тем понимаем, что жизнь и смерть разделяют совсем не те границы, к которым мы привыкли и которые воспринимает весь мир.

С точки зрения обыденного сознания, человек умирает, переступая порог вечности. Но для нас, христиан, границы между жизнью и смертью пролегают совсем в другом месте. За порогом вечности человек остается живым, может быть, в большей степени, чем многие из живущих в этом мире, если он верил во Христа. Вера во Христа –ключ, который позволяет нам приобщиться к подлинному Источнику жизни. Неслучайно в Евангелии от Иоанна жизнь воспринимается как состояние близости с Богом, и неважно, где находится человек – в этом мире или уже в жизни будущего века.

И с другой стороны, люди, коптящие небо, живущие только для себя, творящие зло в этом мире, на самом деле мертвы, и мертвы они в гораздо большей, нежели люди, уже оставившие нас. Именно они, еще находящиеся рядом с нами, нуждаются в большей степени в наших молитвах и плаче о них. Люди, духовно мертвые, работающие греху – настоящие мертвецы и, к сожалению, таковых мы видим вокруг себя множество. О них нужно плакать и рыдать, им нужно сочувствовать. Если же человек умер, исповедуя Христа и исполняя Его заповеди, то он ушел к себе домой. Неслучайно многие, особенно из числа умудренных жизнью, говорят перед кончиной: «пора домой».

Все мы – гости в этом мире, туристы. И все мы покинем этот мир, другой вопрос – какими мы будем в момент перехода: живыми или духовными мертвецами. Задача человеческой жизни в том и состоит, чтобы здесь, на земле, принять в себя Источник жизни, приобщиться ко Христу, который и есть Источник жизни, и тогда уже ничто не сможет нас разделить с Богом, с жизнью и с нашими ближними, живущими верой.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"