Литургия в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы

.

Вторая неделя Великого поста, 20 марта в 2022 году, посвящена святителю Григорию Паламе. В этот день прихожане Христорождественского собора Рязани молились за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Неслучайно Церковь сделала установление, связанное с образом великого делателя Иисусовой молитвы, святителя Григория. Ведь он утверждал истины о Божественном фаворском свете не на основе отвлеченной теории или рассуждений, а черпая их из реального духовного опыта, укорененного в Священном Предании Церкви. И для каждого верующего, призванного к деятельной духовной жизни, он является образцом человека, искавшего Бога и обретшего Его.

Пример святителя Григория Паламы показывает чадам Церкви, что на пути духовного возрастания, покаяния, поста и молитвы возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное пребывание с Ним. Но, едва начав этот путь, люди сталкиваются с препятствиями — причем сами же себе их создают своими грехами и дурными поступками. Осознавая это, человек порой с горечью думает о том, как было бы хорошо вернуться в годы детства, когда у него еще не было этого тяжкого бремени грехов. Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

— Многие из нас, дорогие братья и сестры, с годами нередко испытывают сожаление в отношении своего возраста. Иногда человек жалеет, что потерял физическую форму, не может как раньше трудиться и отдыхать. Что же касается людей верующих, для них главная причина сожалений — это грехи.

Идя по жизни, мы набираем большой багаж грехов. И нередко у нас возникает мысль — а как было бы хорошо вновь превратиться в чистого, невинного, безгрешного ребенка, и идти по жизни уже не греша и храня в себе эту детскую невинность. Но можно ли вновь стать ребенком, начать отчет жизни еще раз? Когда человек играет, он может сделать несколько попыток все начать заново. Не одну попытку показать себя обычно имеют спортсмены, участвуя в состязаниях.

Но жизнь не повторяется! Так возможно ли человеку вновь родиться — этот вопрос задал Христу Никодим. Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что мы действительно можем начать заново отсчет нашей жизни. Евангелист Марк повествует нам о ситуации, когда Христос проповедовал, находясь в доме в Капернауме, и к Нему принесли расслабленного, то есть человека, разбитого параличом. Не имея возможности войти в дверь, его опустили вниз, разобрав крушу дома. А что же сказал Христос? Он сказал — «Прощаются тебе грехи твои», причем обращаясь к нему, говорит «чадо» («τό τέκνον» по гречески). Дитя! И это в отношении к взрослому и, очевидно, небезгрешному, уже больному человеку... Он говорит так, чтобы дать знак окружающим — грехи этого человека прощены, он снова безгрешен, как ребенок.

Слова Спасителя вызывали внутренний ропот у книжников, которые там находились. Не понятно, зачем они пришли туда, может, чтобы послушать и исследовать, что говорит новый учитель... И вот они возроптали — как может делать человек то, что принадлежит одному только Богу — прощать грехи!

И Господь подтверждает свою власть прощать грехи повелением мгновенно исцелиться тому расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Расслабленный исполняет это повеление Спасителя. Его грехи ему прощены, и он может начать жизнь с чистого листа. Конечно, остаются греховные наклонности, но объективная реальность меняется, грехи прощены. И каждый из нас, дорогие братья и сестры, в Таинстве покаяния имеет такую же возможность «обнулить» свои грехи, выйти ребенком из бани пакибытия. И неслучайно, когда священник читает молитвы, он говорит — «прощается тебе, чадо...» Ко взрослому человеку священник обращается как к ребенку. Мы, возможно, уже привыкли и не замечаем этого обращения, но оно носит именно такой характер, и его основание коренится в сегодняшнем Евангелии.

Почему же Господь такой любящий и милосердный? В настоящем Евангелии Христос говорит о Себе и о власти Сына Человеческого прощать грехи. Что значит выражение «Сын Человеческий»? Вообще на иврите это просто обозначение человека, но выражение имеет еще и особый смысл. В книге пророка Даниила и другой древнееврейской литературе образ Сына Человеческого — это образ судьи, который придет на землю, чтобы судить все человечество. Поэтому в сознании грамотных, понимающих Писание евреев Сын Человеческий — это судья. Но здесь Спаситель говорит о другом. Сын Человеческий— не судья, но милостивый Отец, который не судит, но прощает наши грехи.

Вот такое наставление дает Господь, но дает его не словом, но делом. Евангелист Марк ничего не говорит о том, что было содержанием проповеди Спасителя , он говорит лишь о том, что Христос обращал к людям свое слово («ὁ λόγος» по-гречески, что означает еще и «учение). Христос учил, но евангелист донес до нас Его слова посредством не учения, но дел Спасителя.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не мечтать о минувших годах, не сожалеть об утраченной молодости, но пользоваться этой возможностью Милосердного Создателя использовать возможность духовного обновления, чтобы сбросить с себя тяжелый и порой нестерпимый гнет наших грехов.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"