Пассия в Александро-Невском храме Рязани

.

3 апреля вечером в Александро-Невском храме Рязани митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Пассию – Последование Святых и спасительных Страстей Христовых.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения доступно в записи).

По окончании богослужения владыка обратил внимание на слова евангельского зачала, которое читалось в храме:

– Евангельское зачало, которое мы читали, начинается со слов о том, что иудеи, приведя Спасителя к Пилату, сказали о Нем, что этот человек называет Себя Царем и ведет Себя как Царь. А между тем мы знаем, что суд первосвященника проходил несколько по-иному. Христа обвиняли в богохульстве, в том, что Он Себя считал равным Богу Отцу, Мессией. Но когда иудеи приходят к Пилату и приводят с собой Христа, они обвиняют Его по политической статье. Они говорят о Нем как о самозванце, который, не имея никаких прав и власти, считает Себя Царем.

Мы знаем из Священного Писания, что иудеи ожидали Мессию, царя, но земного. Они надеялись на приход освободителя именно в политическом плане, такого, который избавил бы Израиль от иноземного ига. Но вот пришел Мессия, и они отказываются от Него, отрекаются от своего Царя. Ведь Христос был подлинным Царем Израиля. А над Ним издеваются как над ложным царем… К Кресту, на который будет водружен Спаситель, прибывают табличку с названием вины – «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Христа и распинают как Царя, посреди двух разбойников. Его пытаются унизить этим фактом казни в окружении мятежников. И вместе с тем нахождение Христа посреди двух человек, тоже преданных смерти, показывает Его как Царя, который находится в окружении Своих подданных.

Окружавшие Христа разбойники начинают дискуссию. Один издевается над Христом, искушая Его и продолжая искушения диавола, который говорил Христу – «сделай так, чтобы камни сии сделались хлебом». Разбойник говорит – «спасись Сам и нас спаси, избави от смерти». Но другой, благоразумный разбойник, пытается увещевать его, говоря о том, что они восприняли наказание по делам, заслуженно, а этот Человек невиновный висит на древе. И обращаясь ко Христу, говорит: «Помяни мя, Господи, когда приидешь во Царствии Твоем». Спаситель отвечает немедленно и его слова оказываются неожиданными для разбойника. Господь говорит: «Ныне будешь со Мной в раю».

Для нас слово «ныне» не вполне понятно. Что это значит? Например, мы часто говорим «сейчас», используя его весьма растяжимо, а ведь это – «сей час», то есть в течение часа. Слово «ныне» мы тоже воспринимаем как некое растяжимое во времени понятие. Но в греческом тексте стоит другое слово – «сегодня». «Сегодня ты будешь со Мною в раю». Потрясающие слова! Мы слышим обычно в храмах о том, как человек приходит к Богу, каким образом он может попасть в Небесное Царство. После смерти человека ожидают мытарства, и уже потом, по окончании мировой истории, Господь будет судить всех нас по образу евангельской притчи о Страшном суде. Но здесь мы видим нечто другое. У Бога всегда сегодня. Пророк Давид восклицает: «У Бога тысяча лет, как один день!».

Христос говорит разбойнику – сегодня. И это «сегодня» не только время распятия, это сегодня и сейчас. Господь ожидает от каждого из нас покаяния, и каждый из нас стоит перед Христом. Одни ругаются на Него, говорят о своем неверии, о том, что хотят видеть знамения Христа, ругаются, вопрошая, почему мир страдает, а сами творят злое, подобному злому неблагоразумному разбойнику. Но мы понимаем, что мы страдаем за дело, и наше обращение ко Христу – тоже «сегодня». Если мы искренне, из глубины сердца будем обращаться ко Господу, то Он простит нас, и всегда звучат эти слова – «сегодня же будешь со Мной в раю».

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, помнить эту евангельскую фразу. Господь обращается не к разбойнику, но к каждому из нас, кричит всем нам, пытается достучаться до каждого сердца, с тем, чтобы мы покаялись. А Господь не замедлит прийти к нам на помощь и избавить нашу душу от тьмы ада и ввести ее в Небесное Царство.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"