Увидеть Спасителя. Литургия в Борисо-Глебском соборе во вторник Светлой седмицы

.

Во вторник Светлой седмицы, 26 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани и возглавил крестный ход.

Архипастырское наставление в этот день было посвящено евангельскому чтению и Самому воскресшему Спасителю:

– В эти светлые пасхальные дни, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает нам послушать и евангельские отрывки о Воскресении Христа, вдохновиться ими. Они отражают целую гамму чувств у апостолов, ближайших учеников Господа. Прежде всего, мы видим, как в Евангелиях ученики Христа проявляют маловерие, сомнение в том, что Христос действительно воскрес. Они думали, что Его Тело украли, или произошло что-то другое, но никак у них в головах не укладывалась мысль, что Христос не может пребывать во гробе, что Он воскрес.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как два ученика шли в городок Эммаус и по пути встретили Незнакомца. Они разговорились с Ним и поделились своей горечью, рассказав, как они надеялись, что что Иисус Назарянин избавит Израиля, подобно тому как много веков назад Моисей по повелению Божию вывел евреев из Египта. Ученики Христа говорят о надежде Израиля, которую и они разделяли, на избавление евреев от римской оккупации. Но случилось непоправимое: Христа распяли на Кресте как разбойника, бандита, предали позорной смерти! Все надежды рухнули… Это свое горе ученики Христа и высказали Незнакомцу. Они еще не понимали, кто это, и только потом, вечером, когда нужно было устраиваться на ночлег, они пригласили Незнакомца с ними поужинать. Когда Он преломлял хлеб, они увидели, что это Спаситель. Уже потом они признались, что сердце у них горело, они чувствовали, что это не какой-то Незнакомец, но близкий человек.

Это евангельское повествование для нас – с одной стороны, показатель того, что воскресший Христос имел особое Тело. Так и все люди, которые будут воскрешены в конце земной истории, будут иметь особые духовные тела. И с другой стороны очевидна другая истина – Христос познается прежде всего в Евхаристии, через участие в Таинстве благодарения. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы ощущаем полноту познания Бога – конечно, если мы готовы к этому. Есть и другие способы познания, например, через молитву, и кроме того, Господь непосредственно Сам открывается человеку через чтение Евангелия. Именно так познал Бога император Александр I, который получил в российской истории наименование Благословенного.

Человек, называемый миротворцем, определявший судьбы Европы, дошедший с русской армией до Парижа в качестве победителя в какой-то момент, казалось, находился на краю гибели. Когда в Россию в 1812 году вторглась объединенная армия Европы во главе с Наполеоном, она насчитывала 20 языков, 20 народов. Казалось бы, государству пришел конец, ведь армия захватчиков составляла почти 600 тысяч человек, а русская армия была вдвое меньше. Враг наступал, занимал города и села, сжигал их, проник в самое сердце России. Горела Москва, и Кремль был занят Наполеоном. Осквернялись храмы, в них делали конюшни. Нация, которая называла себя культурной, вела себя варварски в российской столице. От икон отдирались ризы, все сколько-нибудь ценные вещи французы, как мародеры, пытались утащить с собой. Император, находившийся в столице, пребывал в состоянии депрессии, как сказали бы сейчас. Он переживал, земля уходила у него из-под ног. Где искать точку опоры, спасение? И он нашел ее! Он обратился к Евангелию. Он был человеком блестяще образованным, но мыслившим рационалистически. Его воспитателем был швейцарец-протестант, и вряд ли при том воспитании в будущем правителе формировалась глубокая вера во Христа, хотя он и был самодержцем православной Руси.

И вот в трагическое время император обратил свой взор к Евангелию. Он попросил его у своего родственника, ему дали экземпляр, напечатанный, кажется, по-английски, и он начал жадно его читать. Он открыл Христа и уверовал по-настоящему в дни тяжелых испытаний. И эту веру мы можем увидеть запечатленной в камне. На Бородинском поле, этом месте воинского подвига, на главном монументе вычеканены слова – «В Нем спасение», то есть во Христе. Не в нас, не в Вооруженных силах, не экономике – в Нем. Император, который вошел в историю как миротворец всей Европы, победитель, Александр Благословенный, исповедовал именно эту истину, провозгласил такой жизненный девиз – «В Нем спасение!».

Христос воскрес и помогает нам. Важно, чтобы мы обращали к Нему свои взоры, не кичились своей выучкой и силами, но смиренно исповедовали Христа как Спасителя не только всего человечества, но и нашей России, нашего народа. Будем же молиться, особенно в эти пасхальные дни, прославлять Его, воскресшего, веря, исповедуя и живая так, чтобы в нашей жизни эти 8слова исполнялись. Если мы будем видеть в Нем спасение, то и всем нам Господь даст Свое избавление и спасение.

2023---04052023---DSC03144
2023---04052023---DSC03148
2023---04052023---DSC03152
2023---04052023---DSC03153
2023---04052023---DSC03157
2023---04052023---DSC03159
2023---04052023---DSC03187
2023---04052023---DSC03192
2023---04052023---DSC03195
2023---04052023---DSC03204

*   *   *

2023---07052023---DSC04308
2023---07052023---DSC04314
2023---07052023---DSC04316
2023---07052023---DSC04318
2023---07052023---DSC04322
2023---07052023---DSC04331
2023---07052023---DSC04348
2023---07052023---DSC04361
2023---07052023---DSC04365
2023---07052023---DSC04369