Литургия в Неделю 1-ю Пятидесятнице, Всех святых

.

В 1-ю Неделю по Пятидесятнице в Православной Церкви совершается празднование в честь всех святых. В этот день, 19 июня в 2022 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Церковь неслучайно установила торжество, посвященное всем святым, после отдания праздника Пятидесятницы. Позади день рождения Церкви Христовой, и Неделя всех святых становится созерцанием результата действия Святого Духа в человеческой истории, тех плодов, которые принесла Церковь в душах всех святых, просиявших в этом мире. Кто же такие святые и почему некоторых из них Церковь выделяет особым образом? Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня особый праздничный день – День всех святых. Наша Православная Церковь представляет нам в качестве наших молитвенников и образцов жизни всех святых, от века Богу угодивших.

Для тех, кто внимательно относится к церковным песнопениям, кто вчера слушал тропари канона и кто сегодня внимал песнопениям праздника, заметна одна деталь: среди всех ликов, угодивших Богу – блаженных, преподобных, святителей, мучеников, исповедников, благоверных – в Церкви особым образом поминаются мученики. Главным образом в песнопениях праздника говорится о них. Возникает вопрос – а что же, Богу так приятны человеческие мучения, так угодны телесные страдания православных христиан?

Дело в том, что слово, которое мы на русский язык переводим как «мученик», по-гречески означает нечто другое: греческое слово «μάρτυρας» означает «свидетель». Это понятие свидетельства имеет особое значение в Божественном Откровении. В Священном Писании, особенно в Евангелии от Иоанна, Иоанн Богослов говорит о том, что миссия Христа Спасителя – это не только искупление человеческого рода, прославление Небесного Отца и вознесение на Крест, но миссия Христа – это миссия свидетельства. Христос несет свидетельство о Своем Отце, и не только Сам Христос является свидетелем Истины. Дела, которые Он творит, тоже несут свидетельство о Боге.

Таким образом, со стороны Христа Спасителя мы видим двойное свидетельство о Боге: Он Сам несет свидетельство и такое же значение имеют Его дела, знамения и чудеса.

И вот эту миссию, которую нес Господь наш Иисус Христос, свидетельствуя об Отце, об Истине, продолжили нести в истории Церкви мученики, исповедники, ибо они несут свидетельство о Самом Христе. Более того, мы можем сказать, что всякий святой – это свидетель, несущий свидетельство о Боге и Божественной истине.

Возникает вопрос – а в чем разница между святыми и не святыми? Человек, стремящийся к святости, прославленный Церковью – это тот, кто живет не для себя, и все земное не имеет для него большого значения. Он умер для мира, и всей своей жизнью он несет свидетельство о Христе. Тогда возникает следующий вопрос: в храмы Божии приходит столько людей, почему же они не становятся святыми?

Как ответить на этот вопрос? Мы можем сказать, что люди приходят в храм, но не все приходят к Богу, чтобы уподобиться Ему. Мы часто видим, как люди приходят в храм, чтобы попросить исключительно о земном – о здоровье, благополучии, чтобы жизнь устроилась. Предметом заботы многих из нас являются земные блага, ценности, все, относящееся к этому миру. Потому мы и называем людей, прославленных Богом, святыми, потому что они возлюбили святость и ее поставили в качестве главной цели своей жизни. Он не только прославлены Богом и Церковью, они являют пример для нас, как оторваться от земли, приманок, которыми земля приковывает нас к себе. Оторваться от земли и устремиться к тем ценностям, которые не подвержены тлению, девальвации, которые пребывают вечно. К Богу, христианским добродетелям, тому, что выше этого мира.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, находясь в мире, стремиться быть душою вне его, просить Бога не только о земном, потому что все мы живем на земле, но главным образом устремляться к Небу. Дай Бог, чтобы сердце наше пребывало не в этой житейской суете, но чтобы главной целью наших стремлений был Бог и Его Небесное Царство.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия «Логосъ»

 

 

DSC01734
DSC01742
DSC01754
DSC01763
DSC01764-
DSC01775
DSC01789-
DSC01791-
DSC01797
DSC01804
DSC01819
DSC01832-
DSC01847
DSC01851
DSC01853-
DSC01865-
DSC01872
DSC01879
DSC01899-
DSC01904--
DSC01923
DSC01928-
DSC01929-
DSC01934
DSC01937-
DSC01938-
DSC01945-
DSC01958-
DSC01982
DSC01986
DSC01987
DSC02032
DSC02045