×

Ошибка

Невозможно выполнить плагин содержимого RSMediaGallery!. Некоторые файлы RSMediaGallery отсутствуют. Пожалуйста, загрузите компонент с нашего сайта и заново переустановите RSMediaGallery

Канун Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

.

Торжественное Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин 26 сентября 2015 года в Успенском кафедральном соборе г. Рязани.

Его Высокопреосвященству сослужили:
настоятель Скорбященского храма г. Рязани протоиерей Георгий Булеков;
духовник Рязанской епархии, ключарь Христорождественского кафедрального собора г. Рязани протоиерей Владимир Игнатов;
клирик Вознесенского храма г. Рязани иерей Дионисий Патрушев;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани иерей Вячеслав Зотов;
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице им. Семашко г. Рязани;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани иерей Димитрий Корнилов;
клирик Борисо-Глебского кафедрального собора г. Рязани иерей Сергий Давыдов;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани протодиакон Анатолий Ковшиков;
клирик Скорбященского храма г. Рязани диакон Василий Аринчев;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани диакон Геннадий Опарин;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани диакон Валентин Мишаков;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани диакон Николай Пронин;
клирик Христорождественского кафедрального собора г. Рязани диакон Сергей Баннов.
Богослужебные песнопения исполняли Митрополичий хор (под управлением Константина Михайлова) и хор Христорождественского кафедрального собора города Рязани (регент Наталия Викулова).

Во время Великого славословия митрополит Вениамин совершил чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения.

После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.
Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно.
<...>
По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения.
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. <...> Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.
В Дрезденском списке и в списке Paris. Gr. 1590, 1063 г., Типикона Великой церкви царьградский чин Воздвижения описан значительно подробнее: после утреннего входа (совершавшегося в конце великого славословия) Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари в честь Креста). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал три земных поклона, и начиналось священнодействие, состоявшее из трех циклов по пять воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали стократное Господи, помилуй. При пении трех последних Господи, помилуй Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого, Патриарх начинал второй цикл воздвижений — опять с пятикратным возвышением Креста и пением Господи, помилуй по восемьдесят раз, — и вновь. Наконец, Патриарх совершал третий цикл воздвижений по тому же чину, но с пением Господи, помилуй по шестьдесят раз. После завершения воздвижений пели «Вознесыйся на Крест волею...», и начиналась Божественная литургия.
<...>
В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном чине, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть; вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь.
<...>
Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.
Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. <...>
В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. <...> В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея.
(со статьей в полном объеме можно познакомиться тут: «Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения»)

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

По окончании Богослужения Владыка обратился к верующим с Архипастырским словом, в котором особое внимание уделил истории обретения и воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

фотограф Антоний Тополов
{rsmediagallery tags="Chin Krest 15"}