Архиерейское богослужение в Борисо-Глебском соборе в день памяти благоверного князя Глеба

.

18 сентября в Борисо-Глебском соборе Рязани встречали один из престольных праздников – день памяти благоверного князя Глеба, в святом Крещении Давида. Торжество прихожане встретили за архиерейским богослужением – Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Обычно Церковью вспоминаются сразу оба брата, сыновья равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Борис и Глеб. Оба они предпочли смерть перспективе братоубийственной войны, до последнего надеясь, что их брат Святополк откажется от своих коварных и жестоких планов по устранению претендентов на престол. Почитание святых братьев на Руси сразу же после кончины было велико. На Рязанской земле особо встречают день убиения благоверного князя Глеба, поскольку святой был князем Муромским, а земли этого княжества в прошлом были некоторое время единым целым с Рязанскими землями. Своей жизнью князь Глеб, как и брат, подтвердил свое стремление идти за Христом – он был не только на словах, но и на деле христианином. И этого ждет от каждого Господь. Особо подобная мысль показывается в притче, звучавшей в этот день в храме, и ее толкованию посвятил наставление после Литургии митрополит Марк:

– Наш Господь и Спаситель во время Своего служения на земле возвещал благую весть о спасении. В рамках этого благовестия Господь затрагивал самые разные темы и предметы. Он говорил о Боге, о цели человеческой жизни, о посте, молитве, грехах, о Божием суде, о наказании для грешников. Конечно, Господь не мог не затрагивать темы, которые волновали Его современников, и встает вопрос о том, почему Его не принимают Его соплеменники, почему Израиль не воспринимает слова Благой вести.

Израиль не принял Христа. Господь, как говорит евангелист Иоанн, пришел к Своим и Свои Его не приняли, Он становится изгнанником из Своей страны, Своего народа. Израиль не принял Мессию в самом начале, когда Он родился, и окончательно он отвернулся от своего Мессии, когда Господь был распят на Кресте.

Еще до Своих страданий Христос говорил народу Израиля о будущем отвержении Мессии. Эти Свои мысли Господь излагал в форме притч. Сегодня мы с вами слышали во время Божественной литургии одну из них, в ней говорилось о некоем царе, созвавшем гостей на ужин. Он отправлял к ним своих посланников, но многие отказались, презрели это предложение, а другие поступили и того хуже – побили посланников.

Под этими образами Господь имеет в виду Бога, который приготовил для всех людей Царство Небесное. И для того чтобы пригласить людей туда, Господь многократно посылал пророков. Прежде всего речь идет о народе Израиля, который был избран Богом и который, однако, не торопился идти в Небесное Царство. Израиль не воспринимал проповедь пророков, и большинство из них закончило жизнь насильственной смертью от рук своих соплеменников.

И вот, как говорится далее в притче, царь приглашает всех, кого смогут найти его посланцы. И в итоге место собрания наполняется возлежащими. Однако среди тех, кого удалось собрать на этот званый ужин, оказался человек, одетый не в брачную одежду. И царь повелевает бросить его туда, где находится место мучения. О чем это говорит? Господь предвидел будущее отвержение Израилем Мессии, и Он говорит о будущем призвании язычников, людей, ранее не знавших истинного Бога.

Нередко в нашей среде можно услышать слова о том, что Бог отвернулся от Израиля и наказал его, город был взят, разграблен, народ рассеян. Теперь мы – избранный народ Божий. Но Господь не выделяет какой-либо народ – ни русский, ни греческий, не сербский, ни какой другой. Новый народ Божий – это Церковь Христова, те люди, которые откликнулись на Божий призыв. Но и этого бывает недостаточно. Через образ человека, одетого не в брачную одежду, Господь показывает, что мало выть призванным, нужно еще и вести себя соответствующим образом: избегать грехов в своей жизни, одевать себя в одежду добрых дел и Божией благодати. И этот призыв обращен ко всем нам: учиться на чужих ошибках и стараться следовать за Христом, избегая греховных падений в своей жизни.

В заключение митрополит Марк поздравил верующих с днем памяти благоверного князя Глеба, который отдал жизнь ради мира на русской земле.    

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

 

 

2023---16092023---DSC07479
2023---16092023---DSC07496
2023---16092023---DSC07501
2023---16092023---DSC07506
2023---16092023---DSC07522
2023---16092023---DSC07528
2023---16092023---DSC07531
2023---16092023---DSC07564
2023---16092023---DSC07583
2023---16092023---DSC07598