Литургия в соборе Рождества Христова. Годовщина Архиерейской хиротонии митрополита Марка

.

14 января отмечается праздник Обрезания Господня и совершается память святителя Василия Великого. И в этот же день глава Рязанской митрополии, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, встречает годовщину архиерейской хиротонии. Он был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии, 19 лет назад в Храме Христа Спасителя в Москве.

Владыка 14 января 2023 года возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Василия.

По окончании богослужения владыка Василий поздравил митрополита Марка с годовщиной архиерейской хиротонии, пожелав здоровья, сил и помощи Божией в дальнейшем архипастырском служении. От лица священнослужителей и мирян Рязанской епархии архипастыря поздравил ключарь собора протоиерей Николай Сорокин.

Наставление митрополита Марка в этот день было посвящено празднуемому событию, в том числе как указанию на смирение Спасителя:

– Для всех нас, читающих Божественное Евангелие, самыми значимыми и памятными событиями евангельской истории являются чудеса и знамения Христа Спасителя, проявление Его Божественной силы и могущества. И, конечно, самое главное чудо – Воскресение Сына Божия. Однако помимо фактов, показывающих Божественную силу и всемогущество Спасителя, евангелисты повествуют также и о событиях, подчеркивающих человеческую природу Христа. Количество таких событий в разных Евангелиях отличается. Меньше всего об этом говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Для него Христос – это Бог Слово. Евангелист Иоанн опускает большую часть событий, показывающих человеческую природу Христа, в том числе Рождество Христово. Он почти не говорит о Крещении и многом другом.

Но Христос, вочеловечившийся ради нашего спасения, пришел на землю как человек и младенец, и с этим связаны многие последующие события. Христос приходит на землю, рождается в убогом вертепе, Он оказывается в числе людей, которые подвергаются переписи как поданные Римского царя, и Он как сын Израиля принимает обряд обрезания. Этот древний обряд берет начало с патриарха Авраама, и с тех пор знаменует принадлежность к народу Божию. При этом далеко не все евангелисты говорят об этом, один лишь апостол Лука упоминает об этом буквально в одном стихе, одной лишь фразой о том, что Христос принял обрезание и имя, которое было возвещено ангелом еще прежде Его рождения.

И Рождество Христово на земле в убогих условиях, и обрезание, и Крещение являются проявлениями человеческой природы Христа и свидетельством Его крайнего умаления. Господь пришел на землю ради нашего спасения и принял на Себя все то, что было свойственно сынам народа Божия.

Господь, конечно, не имел нужды во всем этом, но Он добровольно смиряется, показывая пример смирения и всем нам. Мы видим пример смирения также и в богослужебном уставе сегодняшнего дня, где большее количество стихир и песнопений посвящено не Спасителю, а святителю Василию Великому. И в этом тоже отражается смирение нашего Господа. Господь смирился и показывает этот пример всем нам, грешным. Он пришел не чтобы принимать почести и служение со стороны других, но чтобы послужить Самому и спасти нас, заблудших и погибших.

Дай Бог и всем нам, дорогие братья и сестры, по примеру Спасителя смиряться и из всех путей жизни принимать в большей степени те, которые продиктованы не стремлением к славе и почестям, но по примеру Спасителя всегда предпочитать смирение и служение ближним.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"