Архиерейское богослужение в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

.

26 марта, в четвертый воскресный день Святой Великой Четыредесятницы, посвященный преподобному Иоанну Лествичнику, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Великий подвижник VI века, автор замечательного духовного творения «Лествица», преподобный Иоанн с юности посвятил себя служению Богу и возрастал в подвигах монашеской жизни. Но большинство людей идет по другому жизненному пути, а современный человек и вовсе погружен с головой в постоянную суету и кажущееся однообразие.

О преодолении этого состояния, о настоящих врагах человека, разбойниках, одолевающих душу и тело, говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– В наши дни часто можно услышать, что жизнь скучна, полна однообразия и серости, в ней все повторяется. Действительно, люди, как правило, заняты работой, своими домашними делами, и эти заботф поглощают большую часть их времени.

Чтобы вырваться из суеты, современный человек пытается внести в жизнь разнообразие. На его языке это называется «расслабиться», а цель процесса – придать жизни остроту. И многим уже кажется, что в этом расслаблении заключается цель и смысл жизни, поскольку такие моменты, связанные с выходом за пределы рутины, и придают прежде однообразной жизни подлинный колорит и настоящий смысл. Конечно, это взгляд современного безбожного человека, для которого предаться греху – обычное дело, норма. Как же Церковь воспринимает эти попытки выйти за пределы понятий долга, чести, совести?

В каноне утрени сегодняшнего Воскресного дня мы слышали тропари, которые были посвящены теме Евангельской притчи о впавшем в разбойники. Только обычно мы, когда толкуем эту притчу, говорим о преодолении стереотипов в понимании того, кто является нашим ближним. Автор же канона придает сюжету другой смысл: каждый из нас – это впавший в руки разбойников, которыми являются наши грехи, страсти и помыслы. И самое страшное, что одолевающие нас разбойники не проявляют какого-то насилия по отношению к нам, мы сами отдаем себя, свою душу и тело в их руки. Когда мы предаемся греху, оставляем понятия долга, чести, совести и страха Божия, мы на самом деле предаем себя в руки разбойников, греховных помыслов, наших страстей.

Нам кажется, что грех – нечто сладкое и приятное, но на самом деле страсть лишь ранит, калечит, а в конечном итоге убивает душу и тело. В тропарях, которые мы слышали, есть и другая мысль – что лишь Христос, который представлен в притче в образе самарянина, может исцелить нас. Согласно тексту притчи, мимо человека, впавшего в руки разбойников, прошли левит, священник, но они не оказали помощи несчастному. Автор канона восклицает, что никто другой, кроме Христа, не может оказать нам помощи. И действительно, люди нередко обращаются за помощью к психологам, целителям и другим людям, но не получают помощи, ожидаемого долговременного эффекта. И лишь Христос в состоянии спасти нас, если мы того захотим, и избавить от этих лютых разбойников – наших греховных страстей, которым мы почему-то доверяем больше, чем Христу, и предаем им свою душу и тело.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не доверять разбойникам – нашим страстям, но доверять Богу, который поистине ожидает нашего спасения и желает нам подлинного, а не мнимого блага, и готов нам даровать Свое спасение.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"