Прежде всего - вера в Господа. Архиерейское богослужение в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

.

2 июля, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В наставлении после богослужения владыка обратился к Евангельскому отрывку дня и его назидательному смыслу:

– Читая Евангелие, дорогие братья и сестры, мы видим, что в нем в большей степени описаны события земной жизни Спасителя в контексте истории Израиля. Евангелисты рассказывают о взаимоотношениях Христа с еврейским народом, описывают чудеса, знамения, которые Он творил.

Однако иногда в канву повествования попадают и язычники. Несколько таких случаев – это упоминания о воинах. Мы слышим, в частности, о римском сотнике, который предстоял при Кресте. Апостол евангелист Лука в Деяниях говорит о сотнике Корнилии. И в сегодняшнем Евангелии мы тоже слышим о некоем сотнике, то есть военачальнике, язычнике, который обращается ко Христу, говоря, что его слуга жестоко страдает от болезней. Нередко Господь призывает людей к вере, прежде чем совершить исцеление, но тут другая ситуация, никакого призыва к вере мы не наблюдаем. Господь говорит – «Я приду и исцелю». Некоторые толковники воспринимают эту фразу как вопрос Христа Спасителя. Однако при этом нужно знать о препятствиях, которые существовали в общении между евреями и язычниками. Об этих препятствиях хорошо осведомлен собеседник Христа и поэтому он говорит – «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой».

Здесь не только выражение своего недостоинства и смирения, но еще и забота о Христе, поскольку вхождение в дом язычникам автоматически оскверняло человека, и после этого любой еврей становился нечистым и должен был проходить обряд очищения. И вот сотник неожиданно проявляет удивительную веру в силу Христа и произносит такие слова – «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает».

Совершенно удивительные слова с точки зрения миропонимания язычников. Если мы возьмем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим там акцент, который делается на Слове Божием. Господь творит мир своим Словом. Мысль о том, что Слово Божие имеет творческую созидательную силу, мы видим в Псалтири сразу в нескольких псалмах. Но одно дело – человек, погруженный в стихию Ветхого Завета, Божественного Откровения, и совсем другое – язычник. И тем не менее язычник оговорит о силе Божественного слова. Христос произносит это слово и слуга мгновенно получает исцеление. Какова же реакция Спасителя на то, что Он слышит со стороны язычника?

Он говорит, что и в Израиле не нашел такой веры! В этих словах Спасителя мы видим, что в жизни Израиля есть очевидное противоречие. Кого ждали древние евреи? Мессию, причем как Избавителя и Спасителя прежде всего земного, по подобию Моисея, который вывел еврейский народ из египетского рабства. И евреи также старались соблюдать закон. Чего же ожидал от них Спаситель? Совсем другого. Он ожидал от них веры в Него, Мессию, Божественного Посланника, веры Его словам и наставлениям. Но такой веры он, к сожалению, не увидел. Тем больше поражает вера язычника, которая проявляется таким удивительным образом.

А теперь, дорогие братья и сестры, обратим свои взоры на себя. Для чего мы ходим в храм, чего мы ищем от Бога? Чаще всего мы молим Его и просим о земных благах, о здоровье, благополучии и многих других вещах. В то же время Господь показывает нам через этот эпизод, что Он от нас прежде всего ждет веры.

Еврейское понимание слова «вера» предполагает не просто уверенность в невидимом, что существует Бог, что Он о нас заботится. Слово «вера» предполагает доверие Богу. Когда мы верим, мы доверяем себя Богу, и тогда Господь Сам позаботится о том, в чем мы имеем нужду.

Поэтому будем стараться по примеру этого язычника молиться не о чем-то, а прежде всего, будем стараться возгревать в себе веру в Бога, чего от нас Он ждет, и в Его Промысл.

*   *   *

В завершение владыка поделился с верующими радостной новостью о том, что некоторое время назад для звонницы в Кремле был подарен небольшой колокол, который уже скоро планируется разместить на положенном месте, и совершил чин освящения этого колокола.