Любовь – самая главная добродетель. Литургия преждеосвященных Даров в Богословском храме села Захарово

.

Село Захарово является административным центром одноименного района. Все эти земли, расположенные к западу от Рязани, когда-то были вотчинами Богословского монастыря, что отразилось в посвящениях храмов нескольких сел евангелисту Иоанну – в том числе, и в самом районном центре. 29 марта Литургию преждеосвященных Даров в храме апостола любви в Захарове совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Каменный храм в селе был построен на средства прихожан в 1876 году на месте прежнего деревянного, пришедшего в ветхость. Пятиглавый, просторный и красивый, он радовал сердца прихожан и собирал их на молитву вплоть до наступления тяжелых десятилетий атеистического ХХ века. Сельскую церковь закрыли, и долгое время она оставалась недействующей. Четырехъярусную колокольню разрушили, в оставшемся здании разместили склад товаров. Гораздо позже, в 1990 году, святыню, избежавшую уничтожения благодаря статусу памятника архитектуры, возвратили верующим. Благочестивые жители села сохранили верность ценностям своих предков. И как когда-то прежние поколения захаровцев строили храм, их потомки всем миром жертвовали на восстановление святыни. А посвящение храма апостолу любви каждый раз напоминает о том, что в фундаменте каждого доброго дела и всей жизни должны лежать вера и любовь. О любви и ее понимании разными людьми говорил в наставлении к верующим митрополит Марк:

– Находясь в храме апостола любви евангелиста Иоанна Богослова, естественнее всего вспомнить о величии этой христианской добродетели. Правда, слово «любовь» окружает нас не только в пространстве храма, но и вокруг, каждого человека в миру.

При этом любой рассудительный человек наверняка имеет возможность сравнить и понять, что христианская любовь, о которой говорится в наших храмах, – это совсем не та любовь, о которой идет речь вне их стен, в миру. Слово «любовь» в русском языке слишком многозначно, и оно, будучи употребляемым вне рамок богослужений и христианской культуры, подразумевает совсем другую любовь. Когда люди используют это слово, то они чаще всего имеют в виду обычную плотскую страсть.

А что же такое христианская любовь? Великий пост дает нам лишний повод задуматься о том, что это такое и как этой любви достигнуть. Мы постоянно слышим в наших храмах в течение Святой Великой Четыредесятницы слова молитвы преподобного Ефрема Сирина – «дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Тут любовь указывается вместе с другими христианскими добродетелями. И это неслучайно, потому что христианская любовь – это не просто страсть, не просто чувство, осенившее человека и потом ушедшее. Христианскую любовь нужно приобретать, она приходит в душу христианина не одна, но вместе со многими другими добродетелями, как результат наших трудов и усилий. Святые отцы говорят о том, что существует целая лестница христианских добродетелей, и ее вершиной является любовь. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы видим свою лествицу: целомудрие, смиренномудрие, терпение и только потом, наконец, любовь.

Подумаем, дорогие братья и сестры, обо этом. Когда мы слышим слова апостола евангелиста Иоанна Богослова о необходимости любви, нам вдруг так хочется полюбить Бога, ближних, Церковь и вообще весь мир. Но эти наши желания как были, так чаще всего и остаются пустыми «хотелками». Потому что для приобретения любви нужно стяжать очень многое, в частности, те добродетели, о которых говорит преподобный Ефрем Сирин.

Христианская любовь – не просто чувство, это, скорее, рациональная любовь, которая познается по нашим делам, а не по чувствам. Что же мы делаем, чтобы явить свою любовь, жертвуем ли мы хоть что-то от себя, жертвуем ли собой, чтобы явить христианскую любовь? Христианская любовь – жертвенная. Примером ее является Сам Господь, отдавший Свою жизнь за жизнь мира. Проходя поприще поста, дорогие братья и сестры, будем чаще думать не необходимости стяжания добродетели.

И мы должны понимать, что венец добродетелей, любовь, никогда не бывает одинока. Если мы стяжаем другие добродетели, то можем надеяться, что стяжаем и любовь. А если добродетели, такие как целомудрие, смиренномудрие и терпение, будут чужды нашей душе, то и любовь, конечно, никогда в ней не появится.

Дай Бог нам сил, терпения и желания хотя бы отчасти стяжать эту великую христианскую добродетель.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"