Митрополит Марк совершил Литургию преждеосвященных Даров в Троицком храме села Троица

.

5 апреля в храме Живоначальной Троицы в селе Троица Спасского района было немало верующих. Местных жителей собрало архиерейское богослужение – второй раз за последние годы в храме совершил Литургию преждеосвященных Даров митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

На протяжении веков село Троица славилось крепкими духовными устоями. Оно было основано у стен древнего Пеленицкого монастыря. После закрытия обители в XVI веке остался не только ее главный Троицкий храм, но и монастырские традиции. По воспоминаниям старожилов, почти в каждой семье одна из родившихся девочек со временем становилась монахиней. Традиции хранились годами, а вот строения ветшали. Нынешнее здание церкви было возведено в 1903 году. Во времена гонений ХХ века здание использовалось под зернохранилище, что помогло уберечь храм от разрушения. Когда пошли слухи, что церкви сносят и взрывают, председатель колхоза специально сломал имеющийся деревянный склад, а зерно приказал перевезти внутрь церкви. Больше хранить зерно было негде, и удалось избежать уничтожения храма. Он был закрыт с 1939 по 1946 год, после возвращения отреставрировали сначала боковые, потом центральный придел. Здание постепенно стало вновь приобретать благолепный вид.

Интересно, что и монастырское прошлое вновь нашло отражение в приходской жизни. Несколько лет в храме служил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и опекал сложившуюся в Троице монашескую общину из нескольких десятков сестер, собравшихся в село из разных закрытых обителей.

Быт русского народа нередко поражал иностранцев своей аскетичностью, например, следованием строгому укладу в соблюдении поста. На жизнь в селе Троица наложило отпечаток его прошлое, связанное с древней обителью и сохранением монастырских традиций. А каким должен быть пост, и что главное в подходах к воздержанию? Об этом говорил в наставлении к прихожанам митрополит Марк:

– Вот уже заканчивается третья седмица Святой Великой Четыредесятницы. И нередко, дорогие братья и сестры, у нас возникает усталость, утомление и уныние. Мы впадаем в те грехи, о которых говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина. И, конечно, прежде всего некоторых из нас тяготит отсутствие привычных для нас продуктов питания. В этой связи возникает вопрос – а какова мера воздержания, есть ли правила и нормы, которых непременно нужно держаться?

Порой люди смотрят православные сайты и ориентируются на монастырскую традицию, смотрят, что в такой-то день, согласно монастырскому уставу, полагается сухоядение, пища без растительного масла. Кто-то с радостью следует и подражает этому обычаю, кто-то следует ему, но на самом деле не имеет сил, чтобы придерживаться таких правил воздержания. А кто-то, наоборот, ищет для себя послабления.

Нас самом деле у нас в Церкви нет единой и для всех обязательной меры поста. Конечно, существуют краеугольные вещи, такие как воздержание от мяса, молочных продуктов, рыбы. Но в некоторых случаях это воздержание меняется, поскольку оно зависит от здоровья и сил человека.

Когда человек молод и у него еще крепкое тело, которое нужно обуздывать, Церковь предписывает больше внимания уделять телесному воздержанию. А потом постепенно, с течением лет, телесные силы угасают, и мера воздержания может стать другой.

Тело должно стать послушным орудием для нашей души, чтобы оно ей служило, а не буйствовало, и, с другой стороны, чтобы не пребывало в немощи. Если человек постится из последних сил, то все остальное время, какое у него есть, тело из-за немощей укладывает его на одр. В Православной Церкви существует принцип золотой середины, царского пути, и именно его нужно держаться, но при этом нужно забывать, что пост – это не только воздержание от пищи.

Пост – это еще и воздержание от многих других вещей. Если человек уже достиг преклонных лет, он уже не имеет возможности строго соблюдать телесный пост. Но ведь воздерживаться от осуждения, лишних пересудов, просмотра телевизора или других праздных занятий нам никто не мешает.

Существует главный принцип, который касается и поста. Уклонись от зла, всего того, что отвлекает нас от Бога, молитвы, добрых дел и сотвори благо – для Бога, ближних, и, наконец, для своей собственной души. Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры, и пусть не только телесный пост занимает наше внимание, но и тема воздержания своих душевных сил. Это очень важная задача, которую ставит перед нами Церковь. Будем стараться в оставшиеся недели поста навыкать и учиться воздержанию и терпению, в том числе, и в слове, чтобы эти сорок святых великих дней не пролетели бы мимо нас, оставив нашу душу пустой и омертвевшей.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"