Великий вторник. Литургия преждеосвященных Даров в храме праведного Иоанна Кронштадтского в Рязани

.

30 апреля в 2024 году – Великий вторник. Прихожане храма праведного Иоанна Кронштадтского в Рязани встречали его на Литургии преждеосвященных Даров, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

И этот, и другие дни Страстной седмицы посвящены воспоминанию определенных образов и событий последних дней земной жизни Христа. Этим образам, особенно – бесплодной смоковнице, проклятой Господом, было посвящено архипастырское наставление в этот день:

– В начале Страстной седмицы, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает нам евангельские образы и притчи Христа. Мы слышали сегодня притчи о талантах, о Страшном Суде, о мудрых и неразумных девах. Но среди всех образов начала Страстной седмицы, наверное, наиболее сильное впечатление на нас производит чудо, которое Господь совершает в отношении бесплодной смоковницы.

Христос, однажды рано утром увидев смоковницу и не найдя на ней плодов, проклял ее, повелев ей засохнуть. Среди всех чудес и знамений Спасителя это чудо выделяется своей направленностью. Евангельские рассказы сообщают нам о множестве чудес Спасителя, которые Он совершает во благо людей – исцеляет их и, воскрешает, очищает от болезней. И среди всех эти чудес есть только одно, которое носит карающий характер – чудо, которое Господь творит в отношении бесплодной смоковницы. Христос проклинает ее, и она почти сразу же засыхает.

У толковников возникает вопрос о произошедшем – время было весеннее, и рано было ждать плодов от дерева. Может быть, действительно, или евангелисты что-то напутали, или Господь ожидает от смоковницы плодов невовремя и зря проклинает ее?

И на самом деле смоковница приносит свои плоды в основном осенью. Однако и весной на ней уже появляются небольшие зеленые незрелые плоды, которые можно употреблять в пищу. Маленькие дети часто лакомятся зелеными яблоками еще до времени снятия урожая. То же самое имеет место и со смоковницей. В арабском языке даже существует особое слово, означающее незрелые зеленые плоды этого дерева. Таким образом Господь все же не зря проклинает смоковницу – Он вправе был рассчитывать хотя бы на какие-то ее незрелые плоды. К тому же дерево было густо покрыто листьями, и эта зеленое одеяние тоже внушало какие-то ожидания, которые не оправдались наличием плодов.

Господь не просто так проклинает смоковницу – это действие носит символический характер. Смоковница – это образ народа Израиля. Если мы возьмем Ветхий Завет, книги Священного Писания, то увидим, что виноградник и смоковница – это все образы народа Израиля. И таким образом, проклиная смоковницу, Господь говорит о результатах процесса, происходившего с еврейским народом, который не принял своего Спасителя, не узнал Мессию и прошел мимо Того, Кого должен был узнать и прославить.

Но этот образ, дорогие братья и сестры, носит не только исторический характер. Наверное, каждый из нас – тоже смоковница, и чаще всего тоже бесплодная. Тех плодов, которые от нас ожидает Господь, мы не приносим, и уподобляемся народу Израиля, который, несмотря на ожидания Спасителя, оказался бесплоден.

Этот образ, дорогие братья и сестры, эта история из жизни Спасителя – повод задуматься о своей жизни, о том, что доброго мы принесли в мир, что сделали хорошего. И еще это повод постараться в оставшееся время Великого поста и всей своей жизни потрудиться, чтобы принести Господу хотя бы какой-то, пусть еще незрелый, плод своей любви и усердия к Богу.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"