Всенощное бдение в канун праздника Торжества Православия

.

Вечером 4 марта в Иоанно-Кронштадтском храме города Рязани многочисленные верующие собрались на Всенощное бдение, которое возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Служба совершалась накануне Недели Торжества Православия, и именно этому празднику, который установлен Церковью в конце первой седмицы Великого поста, владыка посвятил свое наставление по окончании богослужения.

Митрополит Марк обратил внимание верующих на то, что Великий пост – это особое время, период духовной борьбы. А праздник Торжества Православия также связан с борьбой, причем не только духовной, но физической.

«Поводом для настоящего праздника явились события, ознаменовавшие  окончательное падение ереси иконоборчества. В истории Церкви какое-то время существовали разные точки зрения в отношении святых икон. Кто-то считал, что можно их почитать, кто-то держался других позиций. Однако древние изображения есть еще в катакомбах – то есть в тех местах, где молились первые христиане, где они, скрываясь от гонений, совершали свои первые богослужения», - подчеркнул владыка.

Архипастырь также отметил еще один существенный момент: поначалу нежелание иметь священные изображения было одним из мнений, а русское слово ересь с греческого переводится именно как «мнение» (αίρεση). Ложное мнение о недопустимости иконопочитания стало в итоге причиной созыва седьмого Вселенского собора, на котором было принято решение, что верующие иконам  поклоняются, что священные изображения являются важной составляющей православного богослужения и духовной жизни.

«На этом соборе были выработаны специальные термины по отношению к священным изображениям, - рассказал митрополит Марк. - Святые отцы решили, что служим мы Богу, а иконам – поклоняемся. Но после седьмого Вселенского собора вновь возникли нестроения, связанные с тем, что на императорском троне были правители-иконоборцы. Вновь общая вера Церкви, выработанная на седьмом Вселенском соборе, была попрана.

Наконец, через какое-то время, сын императрицы Феодоры Михаил восстановил иконопочитание, и православные храмы, как и прежде, украсились священными изображениями.

Сейчас трудно представить себе православный храм без священных изображений. А существуют христиане, в храмах которых вообще нет икон… При этом есть и другие представления. Например,  в Армянской Церкви считается, что священные изображения могут быть только в храмах, а дома их быть не должно. Представьте себе православное жилище без икон! Это немыслимо!»

Праздник Торжества православия прославляет память всех тех людей, благодаря которым истинность православной веры была подтверждена и сохранена уже после седьмого Вселенского собора. Ведь и после ереси иконоборчества в истории Церкви было еще много разных нестроений, одно из самых глобальных и трагических из них – это отпадение от Православия западной Церкви, которая стала именоваться католической. Год за годом, век за веком последствия этого раскола все глубже проникали в жизнь католических общин верующих, отражаясь на всех сторонах их жизни.

«Если вы войдете в католический храм сегодня, то увидите изображения, которые шокируют своей уродливостью, каким-то особым пристрастием к теме страданий, - продолжил тему митрополит Марк. - Например, Христос изображен на кресте не как Победитель,  как принято у нас, а просто как изнемогающий от страданий человек. Это говорит о том, что когда искажается вера, то искажается все, в том числе священные изображения. Поэтому теоретически, конечно, иконы есть не только в Православной Церкви, они есть и в Католической , и в Армянской Церкви, но они уже носят  другой характер, написаны по-другому и не несут в себе той глубокой духовности, которая есть в наших православных иконах, и которыми восхищается весь мир – не только православный, но и в целом христианский, и даже нехристианский. Наши иконы считаются шедеврами, ведь они были написаны духоносными людьми, в них выражена вера Церкви. И люди, которые писали эти иконы, были не столько художниками, сколько молитвенниками. Они молились, и писали, и их молитва созидала те священные образы, которые мы почитаем и перед которыми молимся.

Благодарение Богу, что православная позиция восторжествовала, что иконоборчество было попрано! И мы сегодня прославляем всех тех людей, благодаря которым устояло иконопочитание. Ну а впоследствии этот праздник стал днем прославления всех тех людей, чьими стараниями, трудами, молитвами Православная Церковь сохранилась в своей неповрежденной чистоте.

И поэтому всякий раз, читая Символ веры, мы говорим, что веруем «во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», то есть единственную, потому что Церковь в догматическом смысле у нас только одна – наша, Православная Церковь! И будем благодарить Бога, что мы к ней принадлежим, и что благодаря Богу, Его промыслу все козни, ереси и напасти были попраны и преодолены.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, хранить себя в Православии! Православная Церковь без нас проживет, а мы без нее не проживем… Дай нам Бог держаться за этот корабль, чтобы он вел нас по пути спасения!» - заключил владыка.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф – Артемий Жарёнов