Митрополит Марк совершил литургию Преждеосвященых Даров в Троицком храме села Троице-Ясаково

.

10 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Уставное богослужение и литургию Преждеосвященных Даров в Троицком храме села Троице-Ясаково. Когда-то на месте старинного намоленного храма в селе возвышался Троицкий Переницкий монастырь, который со временем был упразднен. Ныне существующий на месте обители сельский храм отличается большими размерами. Здешняя приходская община собирается на службы как будто в собственный собор – настолько велико здание.

Богослужение в Троицком храме митрополит Марк совершил впервые, хотя в прошлом году при посещении Спасского южного благочиния нашел время заехать в село, побывать в храме и познакомиться с верующими. И нынешний приезд владыки уже для совершения церковной службы стал большой радостью для местной общины. Не меньшим подарком для богомольцев стало и архипастырское слово, сказанное после литургии Преждеосвященных Даров. Свое наставление владыка посвятил теме, которая в любое время, и особенно в дни Великого поста, остается болезненной для каждого человека – архипастырь говорил об одном из грехов, который часто называют «матерью всех пороков».

«Святая Великая Четыредесятница, дорогие братья и сестры, это время особой молитвы. Все молитвы, которые мы слышим и произносим в это время, доходят до глубины нашего сердца, отличаясь особой трогательностью и глубиной.

Мы постоянно читаем в это время Постную Триодь с ее потрясающими богослужебными текстами, канонами, стихирами… По субботам мы  постоянно слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Однако, пожалуй, самая частая, самая употребительная молитва, которую мы слышим в храме в эти дни и которую призваны читать дома каждый день, – это молитва преподобного Ефрема Сирина  «Господи и Владыко живота моего…»

В этой молитве Церковь устами преподобного Ефрема учит нас, с одной стороны, чего следует избегать и, с другой, – к чему следует стремиться.

Вспомним, о  чем же в первую очередь говорят строки молитвы? О том, чтобы Господь избавил нас от праздности. Почему же именно праздность упоминается в первую очередь?

Ведь помимо нее преподобный Ефрем говорит и о других страстях, других недугах души, таких как уныние и любоначалие.  Но именно праздность стоит первой в списке грехов, об избавлении от которых мы молим Господа!

Праздность – это состояние, которое является основой, потенциальной возможностью для всякого греха. Неслучайно святые отцы часто называют праздность матерью всех пороков!  Потому что человеку, который находится в состоянии праздности, в голову приходят разные мысли, прежде всего, дурные, и человека начинает тянуть на разные «подвиги».

Однако, помимо слова «праздность» есть еще слово «праздник»,  происходящее от слова «праздный». Действительно, праздник – это тот период, когда мы не занимаемся никакими делами, мы просто празднуем. Так в чем же разница между этими словами, которые имеют один общий корень?

Ведь праздник – явление положительное. Праздниками живет Церковь и душа человека.  И это слово, очевидно, отличается от понятия праздности как такового, обозначающего порок. Когда мы говорим о празднике, то тем самым подчеркиваем, что праздны в отношении мирских дел, то есть мы праздны, когда мы приходим в праздничный день в храм, молимся там… Когда мы посвящаем Богу себя, свое время и стараемся сделать что-то доброе для своих ближних.

Получается, что мы праздны от обычных бытовых забот и в этом смысле состояние праздности, как состояние отсутствия житейских попечений, является исполнением заповеди Господней о дне покоя. Мы праздны для мира и активны для Бога!

Когда же мы говорим о пороке праздности, то речь идет совсем о другом состоянии. В нем человек не хочет посвящать свое время Богу, пребывая в состоянии ничегонеделания и наивно полагая, что сможет себя удержать от чего-то греховного и плохого. Но на самом деле это тщетная иллюзия. Человек, пребывающий в состоянии праздности, тут же становится добычей разного рода греховных помыслов.

Представьте себе картину: вы случайно или намеренно бросили на землю кусок хлеба. И что же будет происходить через какое-то время? К нему тут же устремятся насекомые, грызуны, подлетят птицы, которые заметят снедь и тоже  будут пытаться завладеть ею.

Вот так и человеческая душа, которая пребывает в праздности, становится легкой добычей темных сил, разного рода греховных помыслов. И потому, чтобы не оставить нас в опасном для нас самих состоянии праздности, Церковь учит своих чад заниматься делами, послушаниями, трудами во благо Бога и нашего ближнего.

Праздность никогда не приветствовалась Церковью, предлагающей для пользы души  только труд и молитву. И не случайно в древности именно девиз «молитва и труд» был правилом жизни монахов. И мы особенно просим Бога об этом в дни Четыредесятницы, потому что темные силы особо ополчаются на нас в это непростое, святое время.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, хранить себя от праздности! Время скоротечно, и жизнь пролетает как один миг. Дай Бог,  чтобы мы не теряли ни дней, ни часов, ни минут. Чтобы оставили праздность далеко позади себя, чтобы наша жизнь была служением Богу и ближним, по слову преподобного Ефрема Сирина».

После наставления владыки настоятель Троицкого храма от лица всего прихода поблагодарил архипастыря за радость совместной молитвы и мудрые слова наставления.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф – Артемий Жарёнов