Литургия в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы (+видео)

.

Вторая Неделя Великого поста, в 2017 году приходящаяся на 12 марта, посвящена памяти святителя Григория Паламы. Митрополит Марк в этот воскресный день совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе.

Для тех, кто уже не один год посещает храм, молится за богослужениями, имя святителя Григория известно, но при этом его учение многим представляется чем-то далеким, малопонятным, интересным по большей части только для богословов и религиозных философов. При этом значение его трудов и глубина  его богословской мысли таковы, что собор, подтвердивший правоту его учения, одно время называли даже Восьмым Вселенским. И неслучайно Церковь следующее воскресенье после Недели Торжества Православия посвятила именно святителю Григорию.

У любого человека могут возникнуть закономерные вопросы – в чем же суть его учения, в чем его важность? Почему для жизни каждого православного христианина все это так существенно?

Верующие, пришедшие в собор во вторую Неделю Святой Великой Четыредесятницы, смогли узнать ответы на все эти вопросы из наставления митрополита Марка.

***

«Вся литургическая жизнь Православной Церкви связана с  днями памяти святых. В нашем календаре есть имена Божиих угодников, которые присутствуют в нашей жизни почти постоянно. Ели мы регулярно читаем Святое Евангелие, то таковыми обязательно становятся евангелисты, если мы постоянно посещаем Божий храм, то для нас особо близкими и знакомыми становятся образы творцов литургии – святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. И, конечно, это такие святые, как святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие святые.

Память о них, их образы постоянно присутствуют в нашем сознании,  и мы особенно часто им молимся. Однако существуют святые, которых мы вспоминаем лишь в день их памяти. К числу таких святых относится мало нами ценимый и мало нами знаемый святитель Григорий Палама. Несмотря на то, что мы знаем о нем мало, и плохо знаем его учение, сам факт того, что Святая Церковь установила посвященный ему  особый воскресный день Великой Четыредесятницы, уже говорит о многом.  

Ведь другие воскресные дни Святая Церковь посвятила таким великим святым, как Мария Египетская, Иоанн Лествичник… Почему же святителю Григорию посвящен воскресный день, причем следующий за воскресеньем Торжества Православия? Чем же этот святой отличился в истории Церкви? Но, к сожалению, богослужебные песнопения, которые мы слышим в храме, мало для нас проявляют смысл подвига святителя Григория.

Мы слышали сегодня слова «Радуйся, проповедниче благодати!»

Каждый обычный прихожанин  может назвать проповедником благодати любого священника, и неважно – сельского или городского. И, на взгляд обычного прихожанина, святитель Григорий, может быть, мало отличается от обычного пастыря, с которым соприкасаются современные христиане.

Возникает вопрос – в чем же тогда смысл подвига святителя Григория? Он называется проповедником благодати, а мы говорим о благодати как о некоей особой силе, которая помогает нам в нашей духовной жизни, которая приводит нас к Богу и нас освящает. И мы нередко говорим, что все  хорошее, доброе, сделанное нами, мы делаем силой Божией благодати.

Так в чем же вклад святителя Григория в учение о благодати? Ведь мы читали о ней еще на страницах Нового Завета. Поясню это таким примером. Представьте себе ребенка, который очень любит своего отца. Однако вместо того, чтобы иметь возможность прямого общения с отцом, возможности видеть, говорить, обнимать его, ребенок не может общаться с ним прямым образом. Их разделяет железобетонная стена, которая не дает возможности напрямую им общаться. И общение происходит только через слуг или через записки, которые пишут либо отец, либо сын.

Вот примерно та  картина, тот образ, о котором говорили противники святителя Григория Паламы – Варлаам, блестящий профессор с запада, и Акиндин.

Они говорили о том, что Бог непознаваем в Своей сущности, и мы никак не можем стать причастниками Его Божественного естества. Что же касается Его проявлений, Его энергий, то есть благодати – это не Сам Бог, это лишь нечто тварное. Таким образом, общение с Богом не может быть прямым, оно совершается только через что-то низшее, через Божественные энергии, которые являются сотворённой силой. 

Получается, что человек отторгнут от своего Небесного Отца и не может напрямую с ним общаться. Святитель Григорий Палама исповедовал другое учение, которое на практике осуществляли в своей жизни монахи, жившие в Афонских монастырях. Он, защищая их, говорил, что человек имеет возможность непосредственно общаться с Богом. И Господь – это не только непостижимая сущность, но и Божественные энергии, которые являются не творением, но Самим Богом. И через эти Божественные энергии Господь открывается и становится доступным обычному человеку в молитве и в подвиге христианской жизни. Главная мысль святителя Григория о богообщении заключается в том, что человек может напрямую общаться с Богом!

Сегодня мы прославляем память святителя Григория. Он выразил в учении опыт афонских монахов, христианских подвижников, которые на протяжении многих столетий угождали  Богу и имели непосредственное общение с Источником жизни. И для последующих поколений святитель Григорий стал тем человеком, который помог возрождению веры и христианской жизни.

Для каждого из нас, хотя мы, возможно, и не знаем об этом, он является тем человеком, который отстаивал основополагающие истины христианского учения. Он говорил о том, что люди имеют возможность общаться с Богом, и что Бог – это не только непознаваемая сущность, но и Божественные энергии, через которые мы общаемся с Ним напрямую».

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов

Проповедь митрополита Марка:

 

Сюжет о литургии в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы:

 

CK0A4741
CK0A4742
CK0A4746
CK0A4749
CK0A4755
CK0A4758
CK0A4759
CK0A4764
CK0A4774
CK0A4778