Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Праздничная литургия (добавлена фотогалерея)

.

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Рязани.

Верующие заполнили небольшую церковь до отказа. Дело в том, что она изначально проектировалась как часть большого комплекса, где главным будет храм в честь святителя Василия Рязанского. И пока его строительство продолжается, Крестовоздвиженская церковь несет на себе миссию главной приходской святыни. Весь комплекс расположен на возвышении, что символично: в далеком четвертом веке святитель Макарий воздвигал, то есть возносил в руках крест, осеняя им всех, кто не мог увидеть его вблизи и дотянуться до него. Так и Крестовоздвиженский храм первым из всего большого храмового комплекса вознесся над окружающей типовой застройкой обширного спального района Рязани.

Почитание креста, выразившееся в том числе в сегодняшнем празднике, неслучайно. Крест — символ христианства. Когда-то — страшное оружие казни, которое с крестной смертью Христа стало орудием спасения людей. На Кресте Господь распял человеческие грехи. Но подражаем ли мы Спасителю в том, что Он не судил людей, а пожертвовал Собой, распяв грех на Кресте? Об этом говорил в проповеди после богослужения митрополит Марк.

***

В наше время, в связи с «демократизацией» нашего общества, мы видим, что люди все чаще решают спорные вопросы при помощи судебной системы. Суд, судебные разбирательства — все это постепенно входит в жизнь нашего народа, в жизнь нашей страны.

С одной стороны, это хорошо. Потому что конфликтные ситуации начинают решаться не по праву сильного, но по закону. Если у человека есть право, права, то он имеет возможность защитить, отстоять свои законные права в суде. Но с другой стороны, мы должны ясно понимать, что, даже не заметно для самих себя, мы все больше привыкаем к сутяжничеству. То есть к тому, что для решения наших разногласий с ближним мы прибегаем к суду. И постепенно этот метод, этот принцип построения отношений с ближними входит в норму нашего поведения. Судить человека. Теперь это кажется уже более привычным, чем 20, 30 или 50 лет назад.

Да и судить можно за самые разные «преступления». Можно даже за одно слово судить, или осудить, человека в обычной, простой беседе. И вот этот метод, этот «подход» при общении с ближними постепенно входит в наше сознание, укрепляется, пускает корни. Мы судим… Осуждаем… И в итоге разрушаем наш мир, теряя опору, точку отсчета – Господа нашего Иисуса Христа. Ведь именно как ко Христу мы должны относиться к своему ближнему!

Так нам завещал Спаситель: ближний – это Сам Христос (притча о Страшном Суде). В Евангелии Христос нам говорит о совершенно других принципах, на которых следует основывать свои взаимоотношения с окружающими. Он пришел в мир не для того, чтобы судить. Но для того, чтобы спасти! А ведь у Господа гораздо больше причин, чтобы судить или осудить каждого из нас. Каждый из нас повинен. Каждый из нас погружен во многие греховные страсти. И каждого можно было бы судить и осудить тысячи раз! И тем не менее Господь приходит в мир не для того, чтобы судить мир. Не для того, чтобы осудить мир. Он осуждает грех и берет его на Себя, берет и вместе с Собой распинает грех на Крестном древе.

Вот этот принцип во взаимоотношениях с миром, во взаимоотношениях с ближними и должен быть, дорогие братья и сестры, примером для нас. Не судить ближнего, не судиться с ближним. Конечно, живя в этом мире, в этой реальности мы вынуждены временами пользоваться теми инструментами, которые сегодня «представлены» на нашей земле. Но тем не менее самое главное – чтобы в душе мы не привыкали к такому способу решения всех наших вопросов и такому принципу отношений с нашими ближними.

Нужно хотя бы кого-то спасти, или попытаться спасти… настолько, насколько это возможно. Ибо так жил Христос, и так Он заповедал нам.

Дай Бог, чтобы заповеди Христовы и пример Его искупительной жертвы, Его призыв — жить для спасения мира, для спасения людей господствовал в наших сердцах.

***

За литургией владыка Марк совершил диаконскую хиротонию Даниила Маслова.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов