Воскресная литургия в Христорождественском кафедральном соборе (+видео)

.

17 декабря митрополит Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, посвященным одному из драгоценных человеческих качеств – умению быть благодарным:

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вновь слышали всем нам знакомое Евангельское повествование о десяти прокаженных. Каждый человек, который регулярно ходит в храм, знает этот текст, наверное, почти наизусть. Почему же это повествование так трогает наше сердце, так западает в душу? А происходит это потому, что мы в значительной степени подобны тем людям, которые оказались неблагодарными по отношению к своему Исцелителю.

Итак, десять прокаженных, стоя вдали от Спасителя, кричали, привлекая Его внимание своими громкими возгласами. Они кричали, потому что им запрещено было приближаться к людям. И эти люди, отверженные обществом, жившие вдали от сел и городов, лишь криком могли вызвать какую-то милость, внимание по отношению к себе. И они стали громко взывать к Спасителю, прося Его, чтобы Он им помог. Очевидно, что и их достигла весть о проповеди великого Человека, Который исцеляет телесные и душевные недуги.

Господь, услышав крик этих несчастных, отверженных обществом людей, тут же отправил их показаться священникам. Для чего Спаситель сделал это? Дело в том, что священники исполняли в то время еще и функцию медицинского контроля.  Именно от решения священников зависело, признать ли исцеленным человека или, напротив, больным и отверженным обществом. И вот, Господь послал их к священнику, и по дороге один из прокаженных, почувствовав, что исцелился, не стал продолжать путь к священникам, но вернулся, чтобы поблагодарить Спасителя.

Господь в недоумении спросил: а где же девять остальных? Особенно удивительно было еще и то, что тот, кто вернулся к своему Благодетелю, был самарянин. То есть он не принадлежал к избранному Богом народу, это был человек, которого считали иноплеменником, иноверцем. Но лишь он оказался в состоянии вернуться и воздать Богу хвалу за свое исцеление.

А мы, дорогие братья и сестры, поступаем ли лучше, чем те исцеленные люди? Очевидно, что они, как и многие их соплеменники, наверное, считали, что Бог им должен помогать. Они пребывали в убеждении, что Бог, который заключил завет с их народом, должен помогать им, что это является само собой разумеющимся делом. И они  не вернулись для выражения слов благодарности.

Прошло две тысяч лет с тех пор, как состоялись эти события... Почти во всех странах было проповедано Евангелие. Мир испытал глубокое влияние христианского учения. Но мы видим, как вновь благодарность становится в человеческом обществе редким явлением. Мир во многом забыл проповедь Христа.

И девиз современного общества,  принцип его жизни – скорее брать, брать и брать. Брать от жизни все, забывая о том, что благодарить так же важно, как и просить и принимать. Благодарность по отношению к Богу – это наш священный долг, наша обязанность, даже если часто мы этого не пониманием .

Если спросить современного человека, даже христианина,  – для чего вы пришли в храм, то, скорее всего, мы услышим такие ответы: я пришел помолиться Богу о своем здоровье, или благополучии, или о близких. Но на самом деле храм – это место не столько прошений по отношению к Богу . Богослужение и, особенно, Божественная литургия – это возможность поблагодарить Бога. И неслучайно главное Таинство, которое совершается во время литургии, так и называется – Евхаристия. По-гречески это слово обозначает благодарение (εὐχαριστία).

То есть Церковь призывает всех нас, приходящих на литургию, в  своем сознании, в своем сердце иметь прежде всего чувство благодарности к Богу , благодарить Его за то, что с нами было,  за наше прошлое, настоящее и будущее. Потому что мы верим, что Бог никогда от нас не отвернется!

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, быть благодарными людьми по отношению к Богу и, конечно, по отношению к нашим ближним. Ведь благодарность, как говорил один святитель, - это рука, протянутая к Богу за новой милостью.

***

Воскресное утро 17 декабря было отмечено событием, особо значимым для духовенства и прихожан Скорбященского храма Рязани. Святейшим Патриархом Кириллом было благословлено совершение в этой церкви литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…». Копию указа о награждении после литургии в Христорождественском соборе передал настоятелю Скорбященского храма протоиерею Георгию Булекову митрополит Марк.

Решение о награждении Скорбященской церкви было принято ввиду ее истории. Некоторое время в ХХ веке именно этот старинный кладбищенский храм был единственным действующим в городе и имел, фактически, статус соборного. 

 

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф – Антоний Тополов

{youtube}v=RAhOARjm_WA{/youtube}