Царский путь христианина. Литургия в Неделю о мытаре и фарисее

.

28 января, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязанского кремля в сослужении епископа Волжского и Сернурского Феофана и духовенства епархий.

Этим воскресным днем верующие вступают в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. И в начале его Церковь предлагает своим чадам задуматься об образе, который был дан Спасителем в притче о мытаре и фарисее. Так ли все просто в этом кратком повествовании и верно ли его понимают современные люди? Этим вопросам посвятил наставление после литургии митрополит Марк:

 – Опыт человеческой истории показывает нам, дорогие братья и сестры, что люди очень часто стремятся к категоричным оценкам, выносят вердикты, не ставя, как правило, под сомнение справедливость своих суждений. Возьмем простой пример: разгорелся конфликт двух человек. И каково же мнение стороннего наблюдателя? Обычно мы считаем, что виноват из них только кто-то один. Точно также, когда ссорятся или даже разводятся супруги, мы виним только одну из сторон – говорим либо о вине мужа, либо жены.

То же самое мы можем сказать об исторических процессах. В советский период мы постоянно слышали о том, что история нашего Отечества до октября  1917 года – ненастоящая, что это была лишь некая предыстория. Весь дореволюционный период представляли исключительно плохим, темным временем,  любые события интерпретировались определенным образом и окрашивались в черные цвета.

Наоборот, в наше время мы слышим уже другое, основанное на фактах суждение о том, что 1917 год вверг наше Отечество в полосу тяжелейших испытаний, от которых страна не оправилась до сих пор. Все эти примеры наглядно показывают, что человеку проще найти какого-то одного козла отпущения и обвинить его во всем.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение, в котором Господь приводит Своим ученикам притчу о двух людях, зашедших помолиться в Ветхозаветный храм. Один из них – фарисей, другой – мытарь. Образ молитвы каждого из них вызывает вопрос –  кто же из их прав? И мы часто судим о них с той же привычной для нас категоричностью. Если мы посмотрим на эту историю глазами ветхозаветного человека, то у нас не оставалось бы сомнений, что положительный персонаж – фарисей. Это же был праведник, ревнитель благочестия, человек, которого можно было назвать подвижником благочестия.

То есть, если смотреть на эту притчу глазами современников Христа, то, безусловно, все симпатии без исключения будут на стороне фарисея. Мы же слышим эту притчу в XXI веке, и у нас уже имеется совсем другой взгляд на эти события. Для нас именно мытарь – положительный человек. Почему? Потому, что мы верим каждому слову Спасителя, а мытарь повторяет ту самую молитву, которая часто звучит и в наших устах.

Между тем Господь, приводя эту притчу, влагает в наше сердце иной смысл! Он учит нас брать хорошее от любого человека. В богослужении утрени, в каноне, мы слышали именно такое истолкование этой притчи. Какова идея, смысл того, о чем говорилось в богослужении?  Смысл же состоит в том, что мы должны подражать добродетелям фарисея, но, однако, не следовать его осуждению. И, с другой стороны, мы должны подражать смирению мытаря. В итоге, если мы будем подражать и брать лучшее из жизни этих персонажей, то мы как раз и пойдем царским путем спасения, соединив в себе добродетели фарисея и смирение мытаря. Вот путь жизни, путь добродетели и святости!

Поэтому,  дорогие братья и сестры, взирая и на образ, данный нам в этой притче, и на любой человеческий конфликт, не будем категоричны. Будем стараться брать лучшее из опыта любого человека, любой из сторон, и только тогда мы будем идти средним царским путем, который святые отцы называли путем спасения!

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов