Похвала Пресвятой Богородицы в Благовещенском храме Рязани (+видео)

.

На пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день, 24 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме города Рязани.

История праздника уходит корнями в первое тысячелетие по Рождеству Христову, когда в очередной раз чудесным заступничеством Пресвятой Богородицы был избавлен он наступления врагов Константинополь.  

Тогда благодарный народ, моливший Царицу Небесную о помощи, находясь во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы, которое со временем стал общим для всей Восточной Церкви.

По сей день верующие в этих словах выражают свою благодарность Богородице, вспоминая как Ее  особую роль в истории спасения человеческого рода, так и в покровительстве и помощи в деле спасения каждого человека.

Но слова акафиста, обращенные к Царице Небесной, не должны быть уделом одного только этого дня. Об этом говорил в наставлении после литургии митрополит Марк:

 – Среди людей, приходящих в храм,  часто можно заметить два разных настроя. Первый из них свойственен людям, которые редко ходят в храм, кого туда приводит нужда. Они приходят в дом Божий и просят у Господа помощи в своих житейских, земных делах.

Другой настрой, также нередко встречающийся среди верующих – чрезмерное «копание» в себе, когда человек начинает настолько пристально  рассматривать свои грехи, что в конечном итоге сосредотачивает на них почти все свое внимание. Конечно, все мы грешны и нужно каяться. Но это не значит, что нужно только вспоминать все время свои грехи. Мы должны стараться их преодолевать в себе и затем забывать о них.

А главный настрой, который должен быть у нас, особенно когда мы идем на Божественную литургию – это благодарение. Ведь Таинство, которое совершается за литургией, называется Евхаристией, а Евхаристия в переводе с греческого – «благодарение».

Между тем, люди часто приходя в храм, думают, что Бог им что-то даст или очистит грехи. Но самое главное – это благодарение, которое мы должны приносить Богу за совершенное Им дело спасения. Потому что благодарность – это то принципиально важное, что мы можем принести Богу. Потому что, какими бы ни были наши грехи, даже самая тщательная исповедь сама по себе не способна избавить нас от грехов. От них нас избавил Спаситель, который пролил за нас Свою драгоценную кровь. Итак, мы благодарим Бога, приносим Ему хвалу и также благодарим Божию Матерь.

Отношение православного человека к Богородице лучше всего выражается в словах акафистного пения. «Радуйся!» - говорим мы Ей, потому что благодаря Царице Небесной на землю пришел Спаситель. «Радуйся!» - говорим мы Ей до праздника Пасхи, когда оружие прошло через сердце Богородицы во время распятия Ее Сына. . «Радуйся!» - говорим мы Той, Кто стала Матерью всех живущих. Мы произносим это слово особо сегодня, в праздничный день. Но нужно чаще произносить Богородице это восклицание. Ведь прежде всего Богородице приличествует песнь благодарения, как и Ее Сыну. А мы чаще всего Ее о чем-то просим, умоляем, забывая об этом...

Будем вспоминать эти слова, обращать внимание на этот акафист, а не на просительные молитвы. Господь и так знает все наши нужды прежде, чем мы даже начнем говорить о них. Будем же как можно чаще восклицать Богородице это славословие – «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотографы - Антоний Тополов, Максим Павленко

{youtube}v=9liA2_6uqR0{/youtube}

***