Митрополит Марк возглавил богослужение в Александро-Невском храме Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга

.

15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Александро-Невском храме Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга.

В богослужении также приняли участие архиепископ Егорьевский Матфей, викарий Московской епархии, и епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр.

Архиереи, принявшие участие в богослужении, прибыли в Екатеринбург в качестве временных членов Синода  и участников торжеств, посвященных столетию подвига царской семьи.

По сохранившимся свидетельствам, в 1918 году сестры Ново-Тихвинского монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье царственных страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках государя и императрицы.

***

Самые ранние упоминания о Ново-Тихвинской женской обители относятся к концу XVIII века – эпохе секуляризации, времени, казалось бы, неблагоприятном для становления иноческой жизни. Но маленькая кладбищенская община при храме Успения Пресвятой Богородицы в пригороде Екатеринбурга не только не распалась, но, наоборот, за короткое время превратилась в первоклассный штатный монастырь.

Первым насельницам общины приходилось терпеть много скорбей, но они не унывали и мечтали о создании монастыря, да и жили уже по монастырскому уставу. Татьяна Костромина, которую в общине называли настоятельницей, получила этот устав в Сарове от игумена Исаии. Она же в свое время решила ехать в столицу хлопотать о создании обители.

В Санкт-Петербурге екатеринбургские сестры поселились в доме вышедшего в отставку адмирала Федора Федоровича Ушакова – прославленного флотоводца и человека глубоко благочестивого. Именно благодаря его помощи замыслы безвестных просительниц начали обретать реальные очертания – Федор Федорович взял на себя переписку с архиепископом Пермским Иустином, нашел щедрых жертвователей для будущей обители.

Но процесс был долгим, и Татьяна Костромина на несколько лет задержалась в столице, переживая об оставленной общине. В 1807 году ей подарили на молитвенную память точный список с древнего чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, пребывающего в Тихвине. Этот список впоследствии стал главной святыней Ново-Тихвинского женского монастыря.

31 декабря 1809 года по Высочайшему повелению в Екатеринбурге была учреждена заштатная третьеклассная общежительная женская обитель с наименованием ее Ново-Тихвинской. Через некоторое время Татьяна Костромина была пострижена в монашество с именем Таисия и возведена в сан игумении.

Число насельниц монастыря быстро росло. В обители появились разнообразные рукодельные мастерские, увеличивался достаток. В 1819 году в обители было уже 135 человек. В 1822 году уральский общежительный монастырь, выросший из кладбищенской общины, занял место в ряду первоклассных обителей России. Был утвержден и общежительный устав монастыря, составленный самой игуменией Таисией на основе устава Саровской пустыни.

Монастырь украшался новыми храмами. С 1852-54 годах завершилось возведение собора Александра Невского, начавшееся в 1814 году.

В 1913 году в монастыре проживало 1018 насельниц. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году.

В разных уголках Свердловской области монахини Ново-Тихвинского монастыря жили небольшими общинами, стараясь сохранить монастырский дух и уклад. Сестры помогали и другим людям сберечь или обрести веру, несмотря на тяжелое послереволюционное время. Еще долгие годы у стен бывшего монастыря можно было встретить старых женщин, в которых легко было узнать бывших инокинь по их особенному облику. Они приходили сюда, чтобы помолиться у врат дорогой им обители.

Ново-Тихвинский монастырь был возрожден в 1994 году. Как и в прошлые века, вся жизнь сестер посвящена молитве и служению ближним. Монастырь строит и восстанавливает храмы, занимается благотворительностью. В обители вновь пишут иконы, шьют и вышивают, поют на богослужениях. Появились и новые послушания: сестры переводят и издают духовную литературу, а также изучают историю обители и епархии.

Фотограф - Максим Павленко