Человеку нужно всматриваться в глубину своего сердца. Литургия в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

.

16 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе. Наставление после богослужения владыка посвятил Евангельскому отрывку, читавшемуся в этот день в храме:

– Мы, члены Церкви, даже будучи активными христианами, часто ведем себя так, как вели себя в древности ветхозаветные люди. Часто ищем какие-то особые молитвы, или особых священников, старцев, считаем, что нам нужно не только исповедоваться, причащаться, но и, например, просить об отчитке. Словом, сделать нечто другое, чем то, о чем нам говорят в храме. Ведь нам кажется, что мало тех заповедей, духовных наставлений, которые сохранила для верующих церковная традиция.

Мы часто воспринимаем Церковь как некий духовный супермаркет, а святых – как некую духовную аптеку: один нам помогает при зубной боли, другой – когда трудно с деньгами, третий придет на помощь в вопросе с жильем и так далее.

Вот такой, чисто формальный подход мы видим в том Евангельском отрывке, который сегодня Церковь предлагает нашему вниманию. Один человек, искушая Христа, подошел к Нему и стал спрашивать – какую еще заповедь мне нужно соблюсти, что надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Такой внешний подход был свойственен людям Ветхого Завета. Они думали, что, исполняя все  большее и большее число заповедей, они становятся ближе к Богу.

По этому пути пошел современный иудаизм, поскольку там огромное количество заповедей, мелочных и формальных. И люди тешат себя надеждой, что, исполняя все это, они станут наследниками спасения.

Господь же смотрит в самое сердце человека, на то, что действительно им обладает. Спаситель  сказал: дайте мне свое сердце! И, с другой стороны: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Тема богатства – и частная, и общая. Ведь богатство, деньги – это эквивалент многих страстей.

Люди считают, что за деньги можно получить очень многое – власть, славу, земные блага и наслаждения, дружеское отношение, даже любовь… Вместе с тем, конечно, у каждого человека есть свои слабости, трудности, отдаляющие его от Бога.

У юноши из Евангельского отрывка сердце было прилеплено к богатству, и он не мог, не хотел отказаться от богатства – настолько его сердце было привязано к собственному имению! Но необязательно именно богатство может обладать человеческим сердцем. Есть люди вполне бескорыстные, но имеющие трудности в другом. Сердце пленяется чем-либо и начинает выстраивать преграду между человеком и Богом. И каждый, посмотрев в глубину своей души, может обнаружить, что же именно обладает его сердцем. Будем внимательны к тому, что занимает наше сердце, о чем мы думаем, помышляем, к чему стремимся. Вот это и отдаляет нас от Бога. И нам нужно не искать какие-то формальные заповеди, новые молитвы или особого священника. Нужно смотреть и работать над собой, постепенно искореняя из своего сердца все лишнее, что им обладает и что отделяет нас от Бога. В этом смысл процесса спасения! Но, конечно, чисто человеческими силами это невозможно.

Древние евреи считали, что исполнив множество заповедей, они, тем самым, становятся наследниками спасения. И часто люди, пребывающие в Церкви, думают точно так же, забывая очистить свое сердце и, с другой стороны, думая, что могут справиться сами. Нет! Господь сказал  это невозможно.  Невозможно и для богатого, и для бедного, для любого – потому что у каждого в сердце хозяйничают свои страсти. Поэтому, старясь освободить свое сердце, будем прибегать к Божией помощи, чтобы наименование «Спаситель», обращенное ко Христу, не было бы для нас формальным. Только с Его помощью, Его благодатью и силами мы и можем спастись!

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, стараться избавляться от внешних хозяев нашего сердца, стараясь всецело отдать его только Богу. 

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотогаф - Антоний Тополов