Богоявление. Праздничная литургия в Христорождественском соборе (+видео)

.

19 января в Православной Церкви отмечается праздник Богоявления. В главном храме Рязани, Христорождественском соборе, верующие встречали тожество за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Также владыка совершил чин Великого освящения воды.

Праздник Богоявления – один из древнейших в христианстве. Об этом торжестве и его значении говорил в наставлении после службы митрополит Марк:

– Все церковные праздники, посвященные нашему Спасителю, мы можем разделить, в том числе, на те, в которых проявляется умаление, уничижение Спасителя, Его крайнее смирение и те, где проявляется Его Божественная слава.

К числу первых относится праздник Рождества Христова. Да, для нас это величайшая радость! Но что с другой стороны? Вечный Бог-Слово снисходит на землю, рождается в убогом вертепе и сразу же становится гонимым среди собственного народа…

Еще один праздник – Обрезания. Когда Христос принимает излишний, ненужный для Него обряд, хотя не имел в этом никакой нужды. Все это примеры уничижения Спасителя и Его крайнего смирения.

А в каких же праздниках проявляется слава Христова? Это Преображение, когда Христос явил перед учениками на Фаворе Свое Божественное величие и славу. К числу этих праздников относится и Пасха, это торжество жизни.

Как же мы должны воспринимать праздник Крещения? Что это? Если мы обратимся к Евангельскому повествованию, мы увидим, чем было вызвано это движение к Иордану. За тем, что люди не удовлетворялись соблюдением обычных законов, правил и ветхозаветных установлений. Им хотелось чего-то более важного, относящегося не только к телу, но и к душе. А потому они приходили на Иордан, что не было нормой ветхозаветного закона, и, приходя, там исповедовали свои грехи и омывались в водах святой реки. И туда же пришел Господь, хотя не имел нужды в этом погружении. Казалось бы, что это? Очередное проявление уничижения? Но сквозь это уничижение и исполнение всякой правды блистает свет Богоявления.

Спаситель погрузился в воды, символически наполненные грехом исповедовавшихся там людей. И вместо того, чтобы при погружении в воды Иордана сделать то же самое, Он сокрушил главы "тамо гнездящихся змиев", как говорится в сегодняшнем чине освящения воды.

Эти воды, наполненные символическим грехом, Он освятил и очистил, сначала явив образ очищения от грехов Древнего Израиля, а потом, уже после распятия, явив нам образ всецелого обновления человечества от греха, проклятия и смерти. Так что праздник Крещения – это, с одной стороны, праздник умаления Спасителя, а с другой – праздник очищения, напоминающий нам о будущем избавлении всего человечества от греха, проклятия и смерти. И потому символично, что сегодня священнослужители облачены в белые одежды – символ чистоты, святости, отсутствия греховной скверны.

Дай Бог и нам всем, дорогие братья и сестры, в этот праздник помнить о том, что означает Крещение Господне. Господь приходит для того, чтобы очистить, уничтожить человеческие грехи, посрамить диавола – древнего врага и запинателя. Со своей стороны и мы, принимая святую воду, омываясь ею, погружаясь в нее, будем помнить не только об этой внешней стороне, но и о стремлении к святости, чистоте, избавлению от грехов и прегрешений.

 {youtube}kgvkq6-6YeY{/youtube}

Фотограф - Антоний Тополов