Литургия в Неделю о мытаре и фарисее

.

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязанского кремля.

Этим воскресным днем верующие вступают в особый подготовительный период, который предшествует Великому посту. Церковь предлагает своим чадам задуматься об образах, которые были даны Спасителем в притче о мытаре и фарисее. Можно ли однозначно воспринимать каждого из этих персонажей, или в притче все гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд? Об этом говорил митрополит Марк в наставлении после службы:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слушали краткую и простую притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Это повествование, которое кажется на первый взгляд крайне простым, на самом деле таковым не является. Всякий раз, когда мы погружаемся в какой-то сюжет, действительный или выдуманный, мы соприкасаемся с двумя или более героями. И, как правило, наши симпатии остаются на стороне одного из них.

Обычно логика бывает такова: мы симпатизируем герою, которому симпатизирует автор. Этот персонаж  воспринимается хорошим, а его отличительным качеством является то, что он совершает хорошие, добрые дела. И, с другой стороны, есть отрицательный герой, творящий плохое. И вот, получается дилемма – хороший и плохой герой.

Если мы подойдем с этой точки зрения к сегодняшней притче, то для нашего современника хорошим героем будет, конечно, мытарь. Потому что он смиренный, стоит в уголке храма и только молится, не смея поднять глаз к небу: Боже, милостив буди мне, грешному!

Тем более что Спаситель говорит, что он вышел более оправданным, чем другой герой притчи. Но с точки зрения современников Христа хороший герой – это, конечно, фарисей. Почему? Для современных людей это непонятно, поскольку  для нас само слово «фарисей» является синонимом слова «лицемер». И потому по определению фарисей не может быть хорошим героем! А для современников Христа, наоборот, мытарь был олицетворением грешника. Ведь этот жестокий, алчный человек высасывал последние соки из законопослушных израильтян, взыскивая налоги в пользу иностранного государства.

Фарисей же, напротив, – это ревнитель и исполнитель закона, правильный человек, поступающий по норме религии. Таким образом, с точки зрения современников Христа, хороший герой – это только фарисей. Древние евреи не могли даже и помыслить, что мытарь может быть положительным героем. Однако Божественная мудрость выше наших представлений, обусловленных временем, культурой и традициями. Господь на самом деле не осуждает фарисея за его добрые дела, но говорит о его неправоте только в связи с тем, что он начинает кичиться своими добродетелями, а также конкретно осуждает грешного человека – мытаря.

С другой стороны, Господь и не оправдывает этого грешника, который творил злые дела. Он говорит только, что в данном случае мытарь вышел из храма более оправданным, нежели фарисей после его молитвы. Господь учит нас тому, как нужно правильно молиться и относиться к людям. Не превозноситься и не кичиться перед Богом, который и так знает все. Но, творя добрые дела, смиряться и помнить о своем недостоинстве.

В этом состоит главный урок притчи, который нам сегодня предлагает Церковь. Будем же, дорогие братья и сестры, сочетать в себе добродетели фарисея, жившего праведно, но избегая его гордости, и грешного мытаря, у которого мы можем поучиться смирению. 

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов