Чистое созерцание и сопричастность Евангельской истории: Пассия во вторую Неделю Великого поста

.

24 марта вечером митрополит Марк совершил Пассию – Последование святых и спасительных Страстей Христовых – в Христорождественском соборе города Рязани. Первоначально Пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

Во время совершения Пассии вспоминаются страдания Христа, которые Он претерпел ради спасения людей. Каждый христианин знает о том, какой ценой Спаситель дал верующим в Него возможность этого спасения, но нередко у человека возникает в душе какое-то равнодушие, неспособность в полной мере осознать значение крестной жертвы Христовой. Пассия  приближает сердце и ум молящихся к тем евангельским событиям.

«Обычно тема Страстей Господних – это тема великого Пятка, – пояснил митрополит Марк в наставлении после службы. – Именно в Великую Пятницу мы слышим Евангельское чтение и размышляем о тайне вольного страдания Христа. Но быстротекущий бег времени, а также наполненность последних дней Страстной Седмицы подготовкой к Пасхе, нередко мешают людям сосредоточиться и поразмыслить о тайне крестной смерти Христа».

Владыка призвал верующих правильно воспринимать события страдания и смерти Спасителя, избегая как отстраненного отношения к ним, как к фактам истории, так и излишней чувственности в представлении крестных мук. От последнего, подчеркнул архипастырь, особо предостерегали верующих святые отцы.

«Православному взгляду свойственна особая трезвость, – сказал митрополит Марк. – И Церковь призывает нас не увлекаться мыслями, образами, которые уводили бы нас от чистого созерцания. Вместе с тем важно понимать связь нашей жизни с темой креста.

Мы, конечно, отстоим от событий крестных страданий и смерти Спасителя, но каждый из нас, в зависимости от наших поступков, нашей жизни, сам ставит себя на то или иное место рядом со Христом. Если мы любим Спасителя, то вместе с Божией Матерью и Его возлюбленным учеником у креста сострадаем вместе с Господом и погребаем Его, оказываем знаки любви и уважения. Если же мы живем безудержно, греховной жизнью, то тогда, наоборот, мы оказываемся в числе распинателей Христа, ведь всякий наш грех и беззаконие – это тот же самый крик «Распни, распни!», которым современники Христа обрекали безвинного Страдальца на тяжелую крестную смерть.

Вот это ощущение сопричастности евангельской истории должно проходить через всю нашу жизнь. Если мы будем относиться к евангельским событиям таким образом, то будем воспринимать их правильно, остерегаться грехов, понимая, что всякий грех – это очередная травма, наносимая нами Спасителю.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, в жизни всегда стоять одесную Христа, быть с Его почитателями, с теми, кто сохранял верность Спасителю до самого конца, до смерти и погребения. Только тогда мы будем иметь надежду, что Господь восставит нас в Своем Царстве и сделает причастниками вечного блаженства».

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов