Литургия в Неделю о слепом в Христорождественском соборе Рязани

.

В Неделю 6-ю по Пасхе митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.  Темой шестой недели Пасхального цикла является евангельский рассказ об исцелении слепорожденного. Этому чуду и его значению было посвящено наставление архипастыря после богослужения:

– В сегодняшний воскресный день, завершающий Пасхальный цикл, мы слышали, дорогие братья и сестры, чтение, в котором говорилось об исцелении слепорожденного. В Евангелии мы неоднократно встречаем повествования о разного рода исцелениях, и среди них несколько раз встречаются случаи, когда Христос отверзал очи слепым. Но одно дело – облегчить страдания человека, слепота которого является результатом тех или иных болезней. И совсем другое дело – открыть очи, исцелить человека, который никогда в жизни не видел солнечного света, для которого слова о красоте этого мира – это всего лишь разговор о том, чего он никогда не видел и не имел надежды увидеть.

Тем не менее это чудо совершилось. Господь исцелил человека, родившегося слепым, и это вызвало необычайную полемику между сторонниками Христа Спасителя, прежде всего, самим исцеленным, и между людьми, которые были соблазнены тем, что это произошло в субботу. Тем самым они получили повод для очередного обвинения Христа в преступлении против Божественного закона. В Евангелии говорится об этой полемике, и пример ее – один из первых образцов того, как ученики Христовы впоследствии говорили с книжниками, фарисеями, как отстаивали Божественный характер Мессии, за которым они сами последовали.

Вместе с тем вопрос исцеления слепорожденного – это тема, побуждающая нас обратить внимание и на себя самих. Ведь в Евангелии нет повествований, которые не относятся к нам тем или иным образом. Мы всегда видим в этих текстах отражение наших грехов, немощей и заблуждений. И сегодняшний евангельский отрывок – это повод поговорить и о нашей слепоте, слепоте духовной. Порой мы наблюдаем, как кто-то другой находится в положении как бы ослепления, когда человек, кажется, закрыл свои глаза и ничего не видит, либо видит только одну сторону реальности. Такое бывает, например, когда один человек очарован другим и обращает внимание только на его прекрасные стороны, совсем не замечая или не желая замечать отрицательные, тяжелые черты.

Хотя каком-то смысле к тому, чтобы видеть в человеке хорошее, призваны все мы. Неслучайно святые отцы говорили об этом и о том, что все плохое нужно объяснять нашей немощью, несовершенством или искушениями. С другой стороны, главное, на что нужно обращать внимание – это наша собственная слепота, то, как мы односторонне видим мир и людей, как мы себя оправдываем в дурных поступках. Слепота – это то, что мешает нам идти по направлению к Небесному Царству. Мы путаемся, не видим дороги, часто принимаем второстепенные вещи за главные. Слепота – это один из главных грехов, немощей, которые мешают нам, отравляют наше существование и препятствует на пути ко спасению.

Христос – это свет, просвещающий всякого человека. Если мы хотим обрести зрение, полноту видения мира, то должны понимать, что это невозможно сделать без Христа. Евангельские тексты просвещают нашу душу, Божественные заповеди показывают нам направление движения, и Сам Христос, Солнце правды, являет нам вещи таковыми, какими они являются на самом деле. Только в свете Христовом мы можем узреть ценность каждой вещи, только в нем мы можем понять значимость тех или иных факторов нашей жизни. Дай Бог, чтобы слепота, свойственная каждому, спадала бы с наших глаз, чтобы она исчезала из нашей жизни. Но для того, чтобы уменьшить ее, нужно стремиться быть со Христом, оставаться просвещаемыми Божественным светом, этим Источником всякого света, лучом, который освещает дорогу в мире по направлению к вечной жизни.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов