Держаться правой веры: литургия в день памяти святых отцов I Вселенского Собора

.

В Неделю 7-ю по Пасхе, посвященную памяти святых отцов I Вселенского Собора, 9 июня 2019 года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

За богослужением в храме читался отрывок из Евангелия от Иоанна, и с объяснения слов этого текста владыка начал наставление после литургии:

– Этот отрывок еще называется первосвященнической молитвой Христа Спасителя. Господь молился, чтобы Отец дал Ему силу, славу. Там звучат такие слова: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя!» Эти слова Господь сказал перед тем, как пошел на Свои добровольные страдания. Христос молился в преддверии страданий и Голгофы. Молился, потому что по-человечески нужны были силы, чтобы вынести этот подвиг смирения, чтобы исполнить Свою особую миссию.

И вот, Господь прославил Сына, который отдал Свою жизнь за спасение всего мира. И с тех пор одной из задач Церкви является прославление подвига Христа Спасителя. Мы молимся нашему Господу, прославляем Его, почитаем, исповедуем свою веру в Него, говорим, что невозможно спастись никому живущему под небом, тому, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, пришедшим во плоти. Именно так учили апостолы, так мы говорим сегодня.

На протяжении всей истории одним из главных является вопрос о личности Иисуса Христа, о том, кто есть Сын Божий. Мы видим, что эти вопросы занимают людей и сегодня, видим, что некоторые воспринимают Иисуса Христа только как проповедника, другие просто как выдающуюся личность. Но Церковь учит, что Иисус Христос есть Сын Божий, который спас все человечество от греха, проклятия и смерти, который изменил жизнь мира. И сегодня Святая Церковь отмечает память святых отцов I Вселенского Собора, тех людей, которые внесли особый вклад в прославление имени Спасителя. В предшествующее собору десятилетие появилось сильное разномыслие в отношении личности Спасителя.

В частности, если говорить о непосредственной причине созыва первого Вселенского собора, то это было лжеучение, появившееся в Египте, точнее – в Александрии. Основоположником его стал пресвитер Арий, учение которого состояло в том, что Иисус Христос есть пророк, творение, не равное Отцу. Арий высказывал точку зрения, что Христос – один из людей, получивший особое благословение и принесший на землю слово Божие, Божественное Откровение.

Это учение стало непосредственной причиной созыва отцов со всех уголков тогдашнего христианского мира. Более 200 святителей приехало на собор, который принял определение о том, что Иисус Христос есть единосущный Богу-Отцу. Конечно, это определение не было чем-то новым, оно было лишь выражением той веры, которую имели апостолы, которую мы находим в Божественном Откровении и в Священном Писании.

И, тем не менее, это определение стало важным этапом на пути формирования церковного вероучения. Первоначально люди воспринимали веру со слов Христа Спасителя, из Евангельских текстов, но постепенно, по мере жизни Церкви, рождались новые вопросы, появлялись лжеучения, и нужно было выражать веру Церкви не только на языке Священного Писания, но и на языке современной человечеству культуры и цивилизации. И слово «единосущный», которое стало главным понятием I Вселенского собора, было заимствовано именно из языка современной отцам философии.

Это слово вызывало смущение, но было принято. Вселенский собор в Никее стал первым в череде авторитетных собраний иерархов. В дальнейшем на протяжении истории соборы, в том числе Вселенские, выражали мнение Церкви. Соборным голосом разбирали и рассуждали, определяли, что есть истина, а что – ложь. С того времени и доныне соборность является одним из главных принципов церковного руководства, и сегодня соборы принимают самые главные решения в жизни всех Церквей.

Мы сегодня почитаем память святых отцов I Вселенского собора, среди которых было много великих людей, по преданию – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский.

Мы сегодня обращаемся к ним, молимся, чтобы Господь сохранил веру в нашем народе и во всем мире целостной, непоколебимой, неискаженной ересями и лжеучениями. Молимся, чтобы Господь дал нам дух соборности, разума, рассуждения, и чтобы не только соборы давали бы людям направление, как и во что верить, но чтобы в нашем сообществе господствовал бы дух рассуждения и правой веры.

Дай Бог всем нам держаться веры Христовой, веры соборной, апостольской, чтобы эта вера, подтверждаемая апостолами, учением святых отцов, Вселенскими и Поместными Соборами, исповедовалась бы в наших сердцах, в народе и обществе до скончания века.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"