Духов День в Солотчинском Рождества Богородицы монастыре

.

На следующий день Пятидесятницы ее празднование продолжается торжеством, посвященным Святому Духу. Церковь установила этот особый праздник в противовес ересям, которые в своем учении умаляли Третье Лицо Святой Троицы.

В этот день, в 2019 году выпавший на 17 июня, в Солотчинском Рождества Богородицы монастыре один из его древних храмов отмечал престольное торжество. Божественную литургию в храме Святого Духа традиционно возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В архипастырском наставлении после праздничного богослужения прозвучали слова, напомнившие верующим учение Церкви о Святом Духе. Кроме того, владыка затронул и другие важные темы, в том числе смысл слова «духовность»:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, на второй день Пятидесятницы, мы отмечаем удивительный, особый праздник – Святого Духа.

С одной стороны, мы постоянно говорим о Святом Духе, часто повторяем слова «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Мы повторяем в храмах, произносим во время утреннего правила Символ веры, в котором содержится исповедание не только Бога-Отца, Бога-Сына, но также и Святого Духа. Но мало кто может сказать что-то о Святом Духе по существу, потому что знание о Божественных предметах с трудом дается нашему приземленному человеческому разуму. И вместе с тем по пути аналогий мы можем что-то сказать о важности Святого Духа. Например, если человек умирает, то говорят – его душа ушла, покинула бренное тело. Таким образом, в нашем обыденном сознании тело перестает жить, если из него уходит душа. Подобным образом, если Святой Дух оставляет человека, значит, жизнь Божественная, общение с Богом оставляет человека, он лишается связи с Богом и Божественной благодати.

Вместе с тем в наше время мы часто слышим рассуждения о духовности. Люди говорят о ней, когда касаются тем, связанных с культурой, гармоничностью человеческого развития. Однако часто под этим словом понимают совершенно разные вещи. С точки зрения современного культурного человека, духовность – это просто некое преодоление обычной приземленности, это наличие культурного уровня, какие-то понятия, близкие к духовности. При этом, согласно современным представлениям, слово «духовность» зачастую вовсе не связано с религиозностью, и люди говорят о духовности, которая порой отрицает необходимость веры в Бога, а порой и само существование Бога. Но с точки зрения наших христианских представлений, духовность – это общность со Святым Духом, общение с Ним, причащение. Об этом мы говорим на литургии: «Причастие Святого Духа», то есть общение со Святым Духом, чего священник или архиерей желает каждый раз перед началом евхаристического канона.

Духовность – это не просто определенный уровень культуры, не просто преодоление обычной приземленности, это именно Причастие Святому Духу. Человеческая история подтверждает, что никакая культурность не спасает человека от падений и разного рода духовных провалов. Когда в Германии в ХХ веке людей начинали отправлять в смертоносные концентрационные лагеря, то некоторые говорили – как так, это невозможно! Не может впадать в такие злодеяния культурный и духовный народ, народ Шиллера, Гете и так далее. Но, как показывает история, люди, отходящие от Бога, способны на любые злодеяния. Поэтому духовность – это общность со Святым Духом, это связь с Богом, которая проявляется в том, что человек получает дары Святого Духа.

Мы сегодня отмечем этот великий, этот особый замечательный праздник – Духов день. Он говорит нам о необходимости не только думать о религии потребительским образом, или о необходимости просить Бога помочь в разрешении наших земных проблем. Это праздник, который свидетельствует нам о духовности, о необходимости не просто исполнять заповеди, посещать храм, но стараться быть общниками Святого Духа, стараться не отгонять Его от себя беззаконными деяниями и мыслями. Мы сегодня особо молимся Богу, который явил Себя в Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу, и, конечно же, к Святому Духу сегодня мы обращаемся в первую очередь. Мы просим, чтобы Он вселился в наши души, очистил нас от всякой скверны, и явил бы нам спасение в вечности.

***

С того времени, как Утешитель сошел на апостолов, Святая Церковь получила свое незыблемое основание. Он проходила через горнило жестоких мучений и испытаний, боролась с ересями, при этом постепенно крепла и начинала украшаться многими святыми храмами и обителями, в которых верующие с момента основания этих храмов укрепляются благодатью Святого Духа на соборных молитвах и в таинствах. Солотчинская обитель, как и другие монастыри, по сей день остается для многих людей источником поддержки и утешения.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов