Литургия в Успенском соборе в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, 25 августа, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Рязани. После службы владыка в наставлении к верующим обратился к объяснению страшного явления – одержимости бесами, поскольку в Евангельском чтении этого дня как раз описывалось исцеление Христом одержимого юноши:

– В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, нашему мысленному взору предстают события, произошедшие после славного Преображения Спасителя на горе Фавор. К Господу подошел мужчина со своим сыном, одержимым бесами. В этом эпизоде Господь услышал, во-первых, просьбу исцелить этого юношу, а во-вторых – вопрос о том, почему же ученики Христа Спасителя не смогли изгнать беса из юноши.

Господь исполнил просьбу этого человека, изгнал из его сына беса, и позже кратко и просто объяснил, почему ученики не смогли этого сделать. Он сказал, что это зависит от веры, а причина, по которой у апостолов не получилось совершить исцеление – малая вера, ее недостаток. Если бы ученики имели веру, то, конечно, они смогли бы исцелить этого человека. И в завершение Господь говорит, что сей род, то есть темные силы, изгоняются только с помощью молитвы и поста.

Беснование – это тяжелый недуг, и даже не столько недуг, сколько одержимость. Бесноватый человек представляет собой духовного раба, который не в состоянии сам определять свою жизнь, совершать необходимые ему действия. Наверное, некоторые из вас видели бесноватых, и это зрелище поистине страшное, когда одержимого бросает на пол и в стороны или когда он рычит несвойственным человеку голосом. Все это страшно и одновременно показательно – ведь это явное свидетельство того, насколько могут быть тяжелы последствия грехов. Потому что, как правило, одержимость бесами – это как раз последствие тяжелых грехов, отступления от Бога. Но вместе с тем, бесноватый человек в каком-то смысле являет и истину бытия Бога.

Почему? Да потому что если есть демоны, темные силы, значит, есть и Бог, а темные силы противятся Ему. Таким образом, беснование является в каком-то смысле и антипроповедью, и проповедью, которая заставляет человека задуматься об истинах духовной жизни, о существовании Бога.

Если же говорить о нашем времени, то надо отметить иную тактику темных сил. Если в случае бесовской одержимости бесы проявляют свое действие, показывают свою силу над человеком, то в наше время типичной является другая ситуация – бесы, наоборот, скрывают свое существование, всячески пытаются уверить человека, что их просто нет, что это все сказки, выдумки Церкви. Какие бесы, нет их вовсе! И вот, с одной стороны, бесы стараются уверить нас, что темных сил не существует, что все это мифы и россказни, а с другой стороны, они нас влекут в сети и мы, по большей части, послушно идем вслед за ними. В чем же проявляется наше следование за темными силами? Да в том, что мы исполняем повеление этих темных сил, тянемся за греховными похотями, страстями, как их послушные рабы. Как же преодолеть эту бесовскую зависимость, выступить на битву с темными силами?

Конечно, все мы пытаемся это сделать. И в чине оглашения, который предшествует Крещению, те, кто принимает Таинство взрослыми, либо те, за кого обещание дают крестные, отрекаются от темных сил. Но даже отрекаясь, мы часто за ними следуем. Так с помощью чего же преодолеть эту зависимость?

Конечно, мы должны обращаться за помощью к Богу. Он силен преодолеть эту зависимость, пресечь это тяжелое рабство. И еще нужно помнить, что мы часто следуем за бесами в то время, когда пытаемся творить свою волю. Эту истину очень хорошо понимали древние отцы, подвижники, всячески пытавшиеся избегать следовать своей воле. Даже в том случае, если ответ на какой-либо вопрос казался очевидным, многие подвижники, как повествуют нам патерики, все равно спрашивали своего старца – а как нужно поступить в той или иной ситуации? Они это делали не потому, что были глупыми и неразумными или не разбирались в жизни, нет! Они пытались преодолеть зависимость от темных сил, стремились всячески избавиться от самолюбия и соблазна творить свою волю. И потому они пытались обрести духовную свободу с помощью послушания.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, избегать ловушек, капканов, которые постоянно нам ставят темные силы. Делать это нужно, во-первых, с помощью молитвы, во-вторых с помощью поста и, в-третьих, с помощью послушания Церкви и нашим мудрым наставникам.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов