Литургия в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, 3 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. В этот день в храме звучала евангельская притча о богаче и Лазаре. Наставление после службы владыка посвятил ее истолкованию, а также особенностям понимания современными людьми:

– Идеалом жизни человека в наши дни является благополучие и комфорт. Вот и стремится представитель современного общества к тому, чтобы жить весело, радостно, удобно и сыто. Иногда эта цель не декларируется, но, по сути дела, все равно присутствует в качестве цели современного поколения и, главным образом, молодежи.

Само по себе богатство, материальные блага, удобная среда обитания не являются ни нравственно хорошими, ни плохими. И сами по себе они не делают человека ближе к Богу и не удаляют от Него. Но если человек стремится к этой цели, добивается ее всеми силами, то, в конце концов, он начинает походить на персонажа читавшейся сегодня притчи – на евангельского богача, имя которого даже не упоминается.

А почему он остается безымянным? Да потому что он являет нам образ жизни не человека, а животного, которому только и нужно, чтобы было хорошо, тепло, сытно и удобно. На языке Евангелия, фактически, отражены все те ценности, которыми сейчас восторгается современное человечество, пусть и в других формах и понятиях. Да, нам не все бывает ясно. Например, мы можем не знать, что такое порфира или виссон. На самом деле это очень дорогие ткани, одежда, которую можно сравнить с нынешними самыми дорогими и престижными марками.

Богач из притчи постоянно пировал. Он хорошо, калорийно и питательно ел, радовался жизни, но совершенно не замечал того, что происходит вокруг него. А вокруг царила нищета, влачили убогое существование бедные люди. Не те нищие, которых мы сейчас видим порой вокруг храма, и которые, по сути дела, представляют собой лицедеев, для которых попрошайничество – профессия. Евангельский богач не видел находящихся рядом по-настоящему нуждающихся людей, в частности, Лазаря. В Евангелии не говорится о том, почему он лежал у ворот богача. Наверное, он был больным, скорее всего, одиноким, и некому было ему помочь. И вот этот несчастный человек хотел насытиться хотя бы крошками, крупицами, которые падали со стола богача, однако никто не давал ему. Псы облизывали его струпья и утешали его. Вот так жили эти два человека, словно в параллельной реальности, не имея представления о том, как живет другой.

Но все рано или поздно кончается. Жизнь богатого человека закончилась банально, его похоронили. В отношении Лазаря говорится, что его отнесли на лоно Авраамово, и там он наслаждался. Как уже говорилось, само по себе богатство или отсутствие богатства не делает человека ближе к Богу. Почему же Лазарь наслаждался? Дело в том, что он в земной жизни терпел свое состояние, скорби и трудности, выпавшие на его долю. И на долю каждого из нас выпадают сложности, трудности, болезни, заботы и переживания. И наша задача – терпеть их, не осуждать ближних, через которых мы подвергаемся нападкам и лишениям. Наша задача – терпеть наши болезни и скорби не спрашивая, почему нам их Господь послал. И в этом заключается добродетель Лазаря, образец терпения и смирения.

Само слово «Лазарь» означает «Господь помогает». Очевидно, что Христос неслучайно назвал человека в притче таким именем, имея в виду, что если люди не помогают человеку, то уж Господь обязательно поможет. И Господь помогал ему, потому что если богач не делился с ним даже крупицами со своего стола, и лишь собаки только облизывали его струпья, то можно только представить себе реальность, о которой в притче не говорится – о том, что Господь помогал ему другим образом, помогал ему терпеть его крест. И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, встречаются все те же самые соблазны. С одной стороны, мы стремимся к комфорту, благополучию, и часто не замечаем, что переходим границы дозволенного. С другой стороны, мы не хотим терпеть лишения, подобно Лазарю. Мы начинаем роптать, осуждать, в нас не хватает веры и надежды, чтобы все терпеливо нести, как свой крест.

Но Лазарь терпел и ради своих лишений получил лоно Авраамово. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не отвращаться от трудностей, не избегать их, но смиренно, без осуждения и с радостью стараться переносить лишения, посылаемые нам Господом, не стремясь к чрезмерному комфорту. Будем руководствоваться принципом, что все, посылаемое нам Господом, является для нас благом. Будем же нести свой крест терпеливо, смиренно и радостно, подобно убогому Лазарю!

Фотограф - Анна Александрова