Митрополит Марк совершил литургию в гимназическом храме

.

7 ноября митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в православной гимназии имени святителя Василия Рязанского.

За богослужением молились преподаватели, директор школы протоиерей Георгий Чернышов и, конечно, воспитанники. Ведь будни и праздники гимназистов протекают в соответствии с принятым в учебном заведении укладом, корни которого уходят в лучшие традиции образования на Руси. И участие в богослужениях – неотъемлемая часть жизни ребят и их наставников. Воспитанники гимназии обретают знания и навыки, как и все другие школьники в стране. А беседы с батюшками, соборные молитвы и Таинства помогают им постоянно держать правильный курс в духовной жизни.

По окончании литургии митрополит Марк обратился с наставлением к собравшимся:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, в храме за богослужением звучало Евангельское чтение о том, как ко Христу пришли люди, не доверявшие Ему, и стали Его обвинять в том, что Он совершает исцеления и творит чудеса силою князя бесовского, веельзевула. Они не верили Иисусу Христу, а поскольку не верили, то и пустили в народ слух, что Он бесовской силою совершает чудеса, знамения и исцеления.

Как же Господь реагирует на все это? От отвечает с помощью ясного и простого примера, говоря, что никакое царство, разделившееся в себе, не устоит. То же самое касается любого общества, организма. Все то, что разделяется в себе, не сможет нормально существовать. Казалось бы, этот вопрос, этот образ не может иметь прямого отношения к человеку. Вы послушали этот отрывок и, наверное, подумали – ну вот, мы узнали что-то из евангельской истории. Но ведь это евангельское чтение имеет прямое отношение к каждому из нас, к каждому из вас, мои юные братья и сестры. Почему? Да потому что у каждого человека на жизненном пути тоже есть искушения и испытания. С одной стороны, у него есть какие-то убеждения, принципы, те наставления, которые он получил от родителей и педагогов. И, с другой стороны, есть искушение поступать иначе. И человек живет в нормальном состоянии, пока у него преобладают положительные мысли. Если же человек разделяется, то он заболевает. Есть такая психическая болезнь, которая называется шизофрения, буквально с греческого – «раскол, разделение». То есть раскол личности.

Конечно, есть случаи медицинские, когда человек не может себя контролировать. И в этом смысле слова Господа о царстве относятся и к человеку, который не может контролировать себя, и личность которого разделилась. Однако в каком-то смысле эти слова и диагноз имеют отношение к каждому из нас.

Почему? Да потому что каждый в каком-то смысле тоже разделяется. Вот вам мама и папа говорят – поступай правильно, не лги, не воруй, слушайся старших. Но вскоре от сверстников во дворе вы получаете другие сигналы, противоположные принципы поведения. Получается, что ваше сознание как бы раскалывается, хотя, конечно, не до конца. С одной стороны, мудрые наставления родителей и педагогов, имеющих жизненный опыт, с другой стороны – сверстники, которые говорят что-то приятное, ласкающее слух. На самом деле подобные испытания проходит каждый человек. Если он их отвергает и сохраняет целостность своей личности, то продолжает оставаться здоровым, работоспособным, целеустремленным, и может достичь в жизни тех целей, которые ставят перед ним родители, общество, или которые он сам поставит перед собой. Если же человек принимает эти искушения, то либо идет по пути зла, либо становится больным, его личность буквально раскалывается, человек оказывается уже неспособен ни к чему хорошему. Он начинает думать, колебаться, метаться, переживать, и в итоге остаётся в жизни бесплодной смоковницей.

Только цельные личности могут чего-то добиться в жизни. А как же называется этот состояние? Как церковь и традиция называют людей цельных? Существует простое ясное слово – целомудрие. Люди целомудренные – это целостные люди. Конечно, слово целомудрие имеет несколько разных аспектов, сторон. Но самое главное – цельное сознание. Даже наш русский перевод сохраняет в себе значение «цельное мудрование», что, по сути дела, и имеет в качестве значения исходное греческое слово.

Главный призыв к вам сегодня, который хочется сказать после этого евангельского чтения, дорогие братья и сестры, – храните целомудрие, целостность. Это то, что поможет вам жить и стать людьми цельными, целеустремленными, помнящими и знающими Бога и свои цели, умеющими решать те задачи, которые перед вами ставят взрослые или которые вы сами будете ставить себе.

Все это выражается, прежде всего, в простых вещах. Когда сидите на уроках и слушаете педагога – не отвлекайтесь! Будьте целомудренны, не разделяйтесь внутренне и не теряйте внимательности. Будьте всецело там, где находитесь: находясь в храме молитесь, находясь на уроке – слушайте и учитесь, а дома воспринимайте родителей, не разделяйтесь душой, храните целостность, целомудрие, и Бог по молитвам святителя Василия Рязанского, покровителя нашей рязанской гимназии, да будет вам постоянным помощником во все дни вашей жизни.

Фотограф - Антоний Тополов