В Неделю 23-ю по Пятидесятнице митрополит Марк возглавил литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани (+видео)

.

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, 24 ноября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани. Наставление после службы владыка посвятил повествованию из Евангелия от Луки, читавшемуся в этот в храме, и особенно значению содержащейся в этом отрывке притчи о милосердном самарянине:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали удивительное повествование, раздвигающее границы нашего привычного мира. Господь, как повествует апостол и евангелист Лука, рассказал некоему законнику притчу. Этот законник пытался искусить Иисуса Христа, а притча стала ему ответом. Итак, законник спросил Господа, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. «Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?» Конечно, ответ законника на эти слова Христа был очень грамотным. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Надо сказать, что эти слова сами по себе были свидетельством рассудительности и духовной углубленности. Потому что обычно религиозная жизнь современников Христа выражалась в другом – в обрядах, законах, заповедях, которые находили свое отражение в жизни, чаще всего, во внешних действиях. Нам эти действия, такие как совершение омовений, принесение жертв и прочие мелкие вещи, сейчас показались бы совершенно незначительными. Но именно они составляли сердце религиозной жизни древних евреев. И тот факт, что законник сказал Христу такие важные слова о любви к Богу и ближнему, говорил о его духовной грамотности, о том, что он понимает многое в религии. И вместе тем евангелист говорит, что этот законник искушал Господа. Спаситель же ему сказал простую и правильную вещь – соблюди это. Но в ответ прозвучал вопрос – а кто мой ближний? И тогда Господь начинает повествование о милосердном самарянине:

Некий человек спускался из Иерусалима в Иерихон и впал в руки разбойников. И вот он лежал, израненный и избитый, а рядом проходили люди, некоторые из которых должны были обращать внимание на сирых, убогих и больных – среди них был и священник, и левит, то есть, по-нашему, церковнослужитель. Никто из них не сжалился над этим болящим страждущим человеком. И только самарянин оказал милость несчастному, возлил на его раны вино и елей, которые в то время считались первейшими средствами врачевания. Более того, он поселил его в гостиницу и сказал, что если нужно будет, еще заплатит за этого человека, чтобы тот находился в покое, пока не поправится. Вот милосердие!

Однако для современного человека содержание этих слов не вполне понятно. Ну и что, скажете вы… Ведь каждый из нас творит какие-то дела милосердия! Но одно дело творить милость среди своих людей, среди православных верующих. И совсем другое – среди других, а ведь именно таким был случай, описываемый в притче Спасителем. Дело в том, что евреи с самарянами не общались, о чем свидетельствует Евангелие. Да, с точки зрения происхождения это были близкие этнические группы, но различия в религии сделали их непримиримыми врагами. И потому сам факт, что самарянин оказал помощь этому болящему, удивителен. А еще более удивительным для этого законника было услышать слова Христа – Иди и ты твори так же!

Господь в пример законнику приводил самарянина! Это было неслыханной дерзостью. Как же так, еретика приводить в пример!

И мы бы тоже, дорогие братья и сестры, наверное, возмутились, если бы нам привели в пример какого-то современного сектанта. Многие бы сказали – ну неужели среди православных христиан мало хороших, добрых примеров милосердия и сострадательности?

Господь приводит шокирующий для законника образ – милосердного самарянина, по примеру которого и призывает действовать своего собеседника. А как же мы относимся к ближним в подобной ситуации? Чаще всего наши поступки являются горькой карикатурой на слова «иди и твори так же». Мы совершаем поступки, подобные действиям священника и левита из притчи – проходим мимо нуждающихся. Я не имею в виду попрошаек, которые отрабатывают свое ремесло и зарабатывают деньги актерством. Мы проходим мимо тех, кто действительно нуждается, живет тяжело. Многим сейчас нужна помощь – или материальная, просто кусок хлеба, или внимание, доброе слово. Мы порой слышим, как люди уходят из жизни добровольно, потому что соприкоснулись с жестоким, немилосердным отношением к ближним. Наш холодный злобный взгляд тоже о многом говорит и отнюдь не способствует тому, чтобы кому-либо стало тепло от встречи с нами.

Будем же стараться, дорогие братья и сестры, вглядываться в поступки окружающих и брать лучшее у тех, кто это лучшее делает – это могут быть православные христиане, а могут быть и другие люди. Но мы должны учиться творить дела милосердия, любви, и не отказывать в них любому человеку – и тому, кто кажется достойным нашего участия, и любому другому – бродяге, нищему, опустившемуся человеку. Милосердие не знает границ, и Господь ясно показал это нам в нынешнем Евангельском повествовании.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и наше милосердие на знало границ, чтобы мы, с одной стороны, учились добру и милосердию, сострадательности, а с другой – чтобы не ограничивали свои благодеяния кругом своей семьи, родственников, близких и симпатичных нам людей.

Дай Бог нам творить дела добра и милосердия так же, как сотворил дело милостыни самарянин из сегодняшней Евангельской притчи.