Благодарность – ступенька к Богу. Литургия в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 27-ю по Пятидесятнице митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. После богослужения владыка обратился с наставлением к верующему народу, призвав задуматься над смыслом Евангельского отрывка, читавшегося в этот день в храме:

– Чему было посвящено сегодняшнее Евангельское чтение? Евангелист повествует о двух вещах. Во-первых, об исцелении Господом прокаженного. С другой стороны, сегодняшнее чтение – о теме благодарности. Исцеление, о котором повествуется, отличается от многих других, совершенных Господом. Спаситель не спрашивает людей о вере. Очевидно, Он убедился в этой вере, потому что они издали кричали Ему, взывая – «Иисус Наставник! помилуй нас». Из этого мы можем заключить, что вера их была сильна. Люди, которых Господь исцелял, часто получали какое-то благословение: пойти на Силоам умыться или что-то еще. В этот раз исцеление происходит как бы прикровенно. Господь, просто услышав их голос, направляет их к священнику, чтобы получить свидетельство том, что они уже не болящие.

Главная тема сегодняшнего Евангелия – это, конечно, вопрос благодарности. Причем Спаситель не требовал от исцеленных Им людей никакой благодарности. Ведь Он их послал к священникам и не говорил – пойдите, покажитесь и потом приходите ко Мне.

Но один из них вернулся. Так почему же вернулся только он? Почему этот человек решил вновь подойти к Спасителю и поблагодарить Его? Очевидно, это был порыв души исцеленного. Он почувствовал, что страшная болезнь отступила от него, и решил сказать спасибо, пришел и поблагодарил Христа Спасителя. А Тот спросил, почему же не пришли остальные девять? Очевидно, их духовное состояние не предполагало благодарности. Они в целом исполнили повеление Спасителя – пошли к священнику, очистились... Но они не успели возвыситься до слов благодарности.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, молясь, считая себя христианами, исполняя предписанное нам Церковью, нередко считаем, что делаем правильно. Может быть, и правильно, но часто мы не в состоянии возвыситься до благодарности Богу. Ропот, озлобление, недовольство – вот состояние, свойственное нам чаще всего. Причем мы ропщем не только на Бога, но и на свои же поступки, на последствия своих грехов. Сделаем что-нибудь не так, а потом начинаем роптать и возмущаться, забыв о том, что сами же и стали источником беспокойства, этой нашей немощи и смущения.

До благодарности нужно дорасти. Люди, которые приходят в храм Божий и не закрываются от духовного роста, часто, вспоминая себя, делятся впечатлениями. И нередко можно услышать подобный рассказ: вот, я считал себя православным христианином, но в чем это выражалось? В том, чтобы прийти, когда мне нужно, и поставить свечку, перекреститься, поцеловать икону. В этом и заключалась моя религиозность, мое христианство.

Благодарность – необходимая всем нам ступенька. Через нее мы все должны пройти, если действительно хотим называться христианами. Ведь и название богослужения, на которое мы собрались, звучит как Евхаристия. В переводе с греческого языка это слово означает «благодарение, благодарность». Так название главной службы, которая есть в нашей Православной Церкви, настраивает нас на то, что главным мотивом нашего отношения к Богу должны быть не просьбы, а благодарность. Благодарность за все то, что с нами случилось, за все те дары, которыми Господь нас одарил: за то, что мы есть, что радуемся жизни, за наших близких, за то, что мы причастны к познанию Истины. За все это нужно только благодарить Бога.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, чаще пребывать в этом настроении благодарности Богу – благодарить, не роптать и не возмущаться. Дай Бог, чтобы из наших уст чаще звучал этот призыв благодарения и сами  слова благодарения и хвалы нашему Создателю.