Ветхий Завет как пестун ко Христу. Литургия в Вознесенском храме Спасска

.

4 января митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Вознесенском храме города Спасска. По окончании богослужения владыка обратился с наставлением к верующим:

– Приближается праздник Рождества Христова. И в его преддверии мы часто слышим, как упоминаются многие люди, о которых говорится в Ветхом Завете – праотцы Авраам, Исаак, Иаков и другие. Но при этом в целом, если говорить о наших современниках, можно с большой долей вероятности утверждать, что они мало знакомы с текстами Ветхого Завета.

Многие ли из здесь стоящих читали ветхозаветные книги? Может, кто-то и читал, но лишь отрывочно, и вряд ли имеет представление о том, чем являлся Ветхий Завет для человечества. К сожалению, мы и книги Нового Завета, как правило, читаем редко и невнимательно и не знаем их содержания.

И вот люди по-разному представляют себе значение книг Ветхого Завета и значение этого периода в целом. Так чем же являлся для человечества Ветхий Завет? Как осмыслить и в кратких выражениях описать суть этой части Священного Писания и того периода истории, который описывается в Ветхом Завете? Сегодня мы слушали апостольское чтение, в котором апостол Павел кратким образом излагает нам значение Ветхого Завета для всего человечества, для людей, находившихся во власти тьмы и мрака.

Апостол Павел приводит такое выражение: «закон был пестуном ко Христу». Что это значит? Если мы возьмем русский текст Нового Завета, то увидим, что «пестун» буквально означает «детоводитель». А детоводитель, если брать греческий текст, звучит как «педагог». Но ведь педагог – это воспитатель, преподаватель, это человек, дающий знания, наставляющий своего подопечного!

И если в Новом Завете нам открыта полнота Истины, как же тогда Ветхозаветный закон можно называть пестуном, педагогом ко Христу? Действительно трудно понять значение этих слов, не вникнув в древние традиции и обычаи. Дело в том, что в древности пестуном называли человека, который вел ребенка в школу. Это дядька, наставник, человек, который заботился о том, чтобы привести ребенка вовремя к учителю. По дороге он, очевидно, давал какие-то наставления, вразумлял. Но его задачей отнюдь не было научение предметам – он только вел ребенка до учителя. А учитель по-гречески именуется другим словом – «дидаскалос» или «дидаскал».

Вот почему апостол Павел выбирает такой образ, вот почему рисует перед нами такую картину, которая помогает понять значение Ветхого Завета для древнего человечества, суть взаимоотношений между Ветхим и Новым Заветами.

Итак, цель Ветхого Завета – довести человечество до Христа, до Учителя, задача – стараться, чтобы человечество в лице избранного Богом народа не уклонялось ни вправо, ни влево, ни в идолослужение, ни в обрядоверие, но следовало бы за педагогом для того, чтобы во Христе ему была явлена полнота Истины. Именно Христос явился Учителем всего человечества, не только избранного народа, но всех народов земли.

Мы готовимся к встрече Спасителя, и этот образ напоминает нам о значении Новозаветного учения, о великом смысле и великом Откровении, которое явил Господь через Своего Сына, Христа Спасителя.

Будем готовиться к встрече Спасителя, внимать словам Евангелия и древних Писаний, понимая, что во Христе – полнота Истины, Откровения, что Он есть путь и истина и жизнь!

Фотограф - Антоний Тополов