Диаконский день. Литургия в Спасо-Преображенском монастыре

.

В день памяти первомученика архидиакона Стефана, 9 января, в Спасо-Преображенском монастыре Рязани была совершена необычная литургия – в ней участвовали почти все рязанские диаконы. Такая служба совершается в епархии раз в год. Инициатором и идейным вдохновителем традиции, названной диаконским днем, два года назад выступил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Он же и возглавил нынешнюю Божественную литургию.

По окончании службы владыка обратился ко всем собравшимся в монастырском храме с наставлением, посвященным диаконскому служению:

– Вчера, дорогие братья и сестры, в храмах читалось Евангелие, в котором повествуется о том, как Христос вскоре после Своего рождения стал мишенью, целью преследования сил зла. Завистливый Ирод, желая погубить родившегося Царя, приказал истребить вифлеемских младенцев, чтобы наверняка среди них оказался и будущий предполагаемый соперник и конкурент.

А сегодня в этот день мы отмечаем день памяти первого мученика за Христа – апостола от семидесяти архидиакона Стефана. Апостол и архидиакон Стефан был побит камнями недалеко от ворот старого города Иерусалима. Он возвещал своим современникам о Мессии, но люди, не желавшие принимать свидетельство Стефана, стали, по существовавшему обычаю, побивать его камнями. Так был открыт счет мученичеству христиан.

Архидиакон Стефан был одним из диаконов, несших служение в Древней Церкви. Кто же такой диакон? В переводе с греческого это слово буквально означает «служитель». Правда, надо уточнить, что есть не одно понятие службы, служителя. Так, есть понятие, которое подразумевает службу одному лишь Богу, такова Божественная литургия. В случае, когда идет речь о служении исключительно Богу, употребляется греческое слово «латрия».

Для чего же существовали диаконы в древней Церкви? Они, во-первых, прислуживали при столах, то есть помогали устраивать трапезы, и, конечно, они были служителями при устроении Трапезы Господней, при совершении древних агап, литургий. С тех пор поменялись обязанности, и диаконы стали заниматься исключительно Божественным служением, Божественной Трапезой. Хотя само слово «диакон» означает в целом не только служение у престола Божия, но и социальное служение, в том числе служение ближним, дела милосердия. В западных языках социальное служение так и называется – «диакония». То есть люди, занимающиеся диаконией, несут помощь тем, кто нуждается в ней, кому необходима поддержка.

В нашем служении диакон – это, прежде всего, служитель престола Божия, человек, который возглашает большую часть прошений от лица всех верующих. Диакон – это украшение богослужения, и само служение с ним особое. Иногда служба без диакона может показаться не такой яркой и возвышенной. Но с этим приходится мириться, поскольку на многих деревенских приходах диакон – это роскошь. Ведь он сам не совершает Божественную службу, но является лишь помощником священника.

Тем не менее, у нас есть изрядное их количество, и сегодня большая часть рязанских диаконов присутствует на нашем богослужении. Мы собрались в память о первом мученике архидиаконе Стефане, который является одним из семи первых избранных диаконов Церкви Христовой.

Хотелось бы поздравить всех диаконов с этим праздником, с нашим уже традиционным диаконским днем, пожелать вам помощи Божией. Служите Богу со страхом, с трепетом, украшайте богослужение, несите свое служение благоговейно, так, чтобы люди, слушая ваши возгласы, настраивались бы на молитву, и внимание их не рассеивалось.

Дай Бог всем нам усердного служения Богу и, конечно, свидетельства о Христе, подобно тому свидетельству, какое нес архидиакон Стефан, ставший первым мучеником за Христа, то есть первым свидетелем, отдавшим за Него свою кровь.

***

По окончании богослужения в диаконский день за общей трапезой с участием всех служивших в храме диаконов еще раз вспомнили историю диаконского служения и его значения в жизни Церкви со времен первых христиан до наших дней.

Фотограф - Антоний Тополов