Богоявление. Литургия в Христорождественском соборе

.

Первые века христианства одним из праздников Церкви было торжество, соединявшее в себе два знаменательных события человеческой истории, два события из жизни Христа – Его рождение и крещение в водах реки  Иордан. Позднее эти праздники разделились, и теперь Крещение Господне приходится на 19 января. В этот день в главном храме Рязани, Христорождественском соборе, верующие встречали тожество за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Также владыка совершил чин Великого освящения воды. По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает великий праздник Крещения Господня. Это событие является одним из самых значимых в Евангельской истории. Если до Крещения наш Спаситель проводил, так сказать, частную жизнь, жил тихо и незаметно в Назарете с Девой Марией и праведным Иосифом, в кругу родственников, то после Крещения Он выходит на проповедь, начинает свое мессиианское служение. Сам же праздник Крещения знаменует собой начало процесса освящения всего творения, освящения человека. Господь символически погружается в воду, в которой омывались люди, исповедовавшие свои грехи. Тем самым, погружаясь в воды, наполненные грехом, Господь показал – Он очищает грехи всего человечества.

Для нас праздник Крещения Господня – радостный и светлый. Мы радуемся, приходим в храмы, чтобы взять святую воду и пить ее, мы погружаемся в источники. Часто подспудно мы считаем, что благодать Божия все сделает за нас, мы же сами никаких усилий прикладывать и не должны – достаточно просто прийти в храм, умыться, окропиться или напиться святой воды, и вот уже благодать Божия вселяется в нас. Но мы забываем самое главное и превращаем праздник в событие, которое как бы лишает нас человеческой воли, хотя на самом деле этот взгляд ошибочен.

Господь, придя на Иордан и погрузившись в его воды, начинает Свою проповедь, которая, фактически, является продолжением наставлений Иоанна Предтечи. А Креститель Господень говорил – покайтесь. И Господь свидетельствовал о том, что Царство Божие приблизилось, призывал к покаянию и бодрствованию.

Что же такое покаяние? Нам часто кажется, что покаяние – это всего лишь исповедь, когда мы в храме называем свои грехи. Или, может быть, покаяние – наше раскаяние, слезы, которые мы проливаем по поводу грехов. Но нет! Если переводить призыв Спасителя более точно и правильно, то он звучит так: преобразитесь, оставьте все прежнее, изменитесь, станьте наследниками Царства Божия! В этом заключается призыв к покаянию, и он обращен и ко всем нам.

Поэтому не будем полагаться чрезмерно на Божию благодать. Господь дает благодать тем, кто этого хочет, кто пытается меняться, кто трудится над собой. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, Божественной благодати, чтобы она через Великую Агиасму освятила нашу жизнь, наши телеса. Мы должны понимать, что полноценное изменение возможно только с нашим участием. Покайтесь, изменитесь – этот призыв обращен не только к древним евреям, но и к нам с вами, сынам Нового Завета!

***

За литургией студент Рязанской православной духовной семинарии иподиакон Алексий Исаев был рукоположен во диакона. 

Фотограф - Антоний Тополов