Литургия в день памяти блаженной Ксении Петербургской

.

6 февраля в Православной Церкви вспоминается блаженная Ксения Петербургская. В день ее памяти митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня города Рязани. Наставление после богослужения владыка посвятил подвигу блаженной Ксении и урокам, которые каждый верующий может извлечь для себя из жития этой святой:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы почитаем память великой русской святой – блаженной Ксении Петербургской. Среди всех святых, просиявших по всему лицу земли, довольно мало тех, кто отмечен подвигом юродства, то есть подвигом безумия Христа ради. Это крайний подвиг, крайняя степень смирения перед Богом и отречения от этого мира.

Мы со страхом читаем житие блаженной Ксении, недоумевая, как человек может решиться так глубоко отречься от мира, порвать с ним все мыслимые и немыслимые связи, отказаться от своих близких, отдать свой дом, скитаться, терпеть мороз, голод и стужу. Почему же она все это сделала? Конечно, у нее было смирение, она любила Бога, но мотивом, который подвиг ее на эту стезю, была любовь к своему мужу и желание ему спасения.

Она хотела, чтобы муж был принят Богом, и вместе с тем и его жизнь и его кончина внушали ей сомнения и опасения, ведь он умер без покаяния. А верная супруга любила его по-настоящему, не только как помощника в этой жизни. Она любила его бессмертную душу. И потому она презрела все в жизни, лишь бы только вымолить близкого и дорого человека у Бога. Это редкий пример верности, благоразумия, настоящей христианской, а не просто обычной земной любви к ближнему.

Она оставила все подобно той вдовице, о которой говорилось в сегодняшнем Евангелии. Вдовица положила всего лишь две лепты в сокровищницу храма, но Господь сказал, что она положила больше всех. Почему же? Потому что она положила от своей худости. В греческом тексте эта мысль звучит особенно ярко. Она положила туда, в сокровищницу храма, всю свою жизнь – «биос». Все мы изучали биологию и знаем, что это слово переводится как «жизнь».

Представляете, всю жизнь она положила в сокровищницу храма! Одно из значений этого слова – материальное обеспечение жизни. Но если эта вдовица пожертвовала все свое состояние, то блаженная Ксения еще сильнее отреклась от мира: она положила в сокровищницу Богу еще больше. Не просто все, что имела – жилище, состояние – но и свой разум, свое имя, став безумной ради Христа.

Конечно, такой подвиг вряд ли под силу человеку без особого Божиего благословения и Промысла. И, тем не менее, мы призваны стараться подражать ей в этой любви к своим ближним, в желании им спасения.

О чем мы часто думаем, о чем заботимся? Чем бы человека накормить, напоить, порадовать. А чему мы радуемся? Может быть, тому, что рядом с нами близкий человек? Ведь мы так ждем от него внимания, заботы, помощи. Когда же мы сами жертвуем, помогаем, то наша забота, чаще всего, ограничивается именно удовлетворением насущных материальных потребностей.

Но ведь самое главное у человека – душа. А заботимся ли мы о душе, особенно молодежи? Ведь молодежь – это не какие-то примитивные существа, которые нуждаются только в материальном – еде, питье, тепле. Каждый человек, прежде всего, это живая душа, которая требует заботы о себе. Душа, которую Господь хочет видеть спасенной, и наш долг, наша забота – думать, прежде всего, об этом, заботиться о своих ближних с этой точки зрения.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, понимать смысл христианской любви! Дай нам Бог заботиться о самом главном, что есть у человека – о его душе. И меньше быть подверженными обычной житейской суете, которая нас поглощает, словно затаскивает в трясину. И пусть блаженная Ксения будет нам помощницей в молитве и заботе о душах наших ближних!

Фотограф - Антоний Тополов