Крестная смерть Спасителя – милость роду человеческому. Пассия во вторую Неделю Великого поста

.

Вечером 15 марта митрополит Марк совершил Пассию – Последование святых и спасительных Страстей Христовых – в Христорождественском соборе города Рязани. Первоначально Пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

Во время совершения Пассии вспоминаются страдания Христа, которые Он претерпел ради спасения людей. Каждый христианин знает о том, какой ценой Спаситель дал верующим в Него возможность этого спасения, но нередко у человека возникает в душе какое-то равнодушие, неспособность в полной мере осознать значение крестной жертвы Христовой. Пассия  приближает сердце и ум молящихся к тому евангельскому событию, которое особым образом будет вспоминаться на Страстной Седмице. Об этом событии и значении его для всего человеческого рода говорил в наставлении после службы архипастырь:

– Совершая сегодня Последование Божественных страстей Христовых, мы, упреждая течение поста, предваряем и мысленным образом восхищаем Великий Пяток, когда будет вспоминаться великий и страшный миг крестной смерти Спасителя на позорном древе.

Так совершился Новый Завет между Богом и человеком. Много веков назад до этого, выходя из Египта, будучи избавлены от рабства, древние евреи, получив скрижали Ветхого Закона, обрели дар, благословение от Бога, Завет со своим Создателем, который вывел их из Египта и открылся Моисею при купине, который обещал Своему народу покровительствовать ему. В знак этого завета люди, обещавшие внимать слову Спасителя и, главное, хранить Ему верность, были окроплены кровью жертвенных животных.

Это событие, заключение союза между Богом и народом, является одним из самых главных в Ветхом Завете. Но сколь более значимым является событие, которое мы сегодня созерцаем мысленным взором – смерть на кресте самого Сына Божия, пришедшего очистить грехи людские, и не только тех, кто составлял народ Божий, но всего человеческого рода, начиная с падшего Адама. Господь пришел на землю Сам, стремясь взыскать Свое заблудшее творение, Он прошел все степени человеческого развития, родился на землю как Младенец, как Сын человеческий, принял все то, что свойственно человеку и, наконец, взошел на Голгофу. Это событие является скорбным, оплакиваемым, но оно заключает в себе не только черты скорби, но и торжественности.

Если мы возьмем Писания синоптиков, то у них распятие Сына Божия – это трагическое событие, связанное с отречением от Бога народа Божия. Трагедия древнего Израиля – вот фон, на котором свершилось спасение всего человеческого рода.

Но Господь приходит для этой цели на землю. А потому это событие не только трагическое, но и вожделенное, ведь если бы его не было, мы не были освящены и очищены, и пребывали бы в тени Ветхого Завета, под законом, а не под благодатью. Кровь Сына Божия очищает нас от всякого греха, очищает всех, начиная от Адама. После Голгофы верующие в Господа люди, весь человеческий род, весь Новый Израиль, обновлен, освящен, облагодатствован.

Сегодня, слушая Евангельские слова, акафистное чтение, мы пытались проникнуть в тайну распятия Христова. Новый Завет Господа со Своим народом – это великая тайна, перед которой благоговеет всякий человеческий ум. И задача каждого человека не только в благоговении и страхе внимать этому событию, но и, взирая на Христа Спасителя, поклоняться Ему, воспринимать это событие как безмерную милость всему человеческому роду, милость, которой каждый из нас, все мы недостойны. И, тем не менее, мы, будучи недостойны, принимаем этот дар, благодарно восклицая: «Слава, Господи, страстям Твоим честным и Святому Воскресению Твоему!»