Крестопоклонная Неделя. Литургия в Крестовоздвиженском храме Рязани (+видео)

.

Середина Великого поста, Неделя 3-я Великого поста, посвящена поклонению Кресту Господню и носит наименование Крестопоклонной. В 2020 году в этот день, 22 марта, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию святителя Василия Великого  в Крестовоздвиженском храме Рязани. Не только многочисленные прихожане храма, но и верующие из других уголков города приехали туда, чтобы почтить одно из церковных торжеств, связанных с Крестом Господним.

В службе Крестопоклонной Недели Православная Церковь прославляет Святой Крест, победу над смертью и возможность спасения каждому человеку. Это – дары крестной смерти Спасителя, по любви принесшего Себя в жертву за грехи людей, и Его Воскресения.

После литургии все богомольцы поклонились Кресту, который накануне был вынесен из алтаря на середину храма. Поклонение ему именно в период, когда преодолена половина времени Великого поста, носит глубокий смысл. Если к концу поста, к Страстной седмице, Крест будет представать перед верующими как страшное орудие страданий и казни, то на Крестопоклонной седмице он служит для утешения и укрепления людей, поклоняющихся великой святыне. Об этом и в целом о значении этой святыни говорил в наставлении после службы митрополит Марк:

– Сегодняшний день в середине Великого поста является особым, потому что сегодня Святая Церковь почитает образ Честнаго и Животворящего Креста. И в центре нашего храма мы видим сегодня Крест, распятие Христа Спасителя.

Какие чувства и мысли возникают у нас, когда мы взираем на него? Крест – это орудие казни. Как его может воспринять человек, оперирующий понятиями обычной житейской логики? Какое впечатление произвело бы на каждого из нас чье-то страдание и смерть на наших глазах? Конечно, мы пришли бы в ужас от того, чему стали свидетелями. Такова логика обычного житейского человека, таковы законы мирского сознания.

И этой логикой отчасти пронизаны и христианские взгляды на распятие. На многих распятиях западного образца мы видим страдания Христа, видим на кресте страдающего Человека, который мучается, изнемогает под тяжестью креста.

И ярким диссонансом всему этому звучат слова канона, который Церковь установила читать накануне этого праздничного дня, где верующие призываются, поклонившись образу Креста, возвеселиться! Чем же обусловлена эта радость, это веселье? Почему Церковь призывает нас не печалиться, тем более, сейчас, в дни Святой Великой Четыредесятницы, но возвеселиться? Потому что распятие Христа на Голгофе – не только трагическое событие, но и знамение заключения Нового Завета, союза между Богом и людьми. «Свершилось», пишет евангелист Иоанн, описывая распятие Спасителя мира. В Евангелии от Иоанна распятие предстает нам в большей степени не как событие печальное и трагическое, но величественное, масштаб которого невозможно понять и оценить. Совершилось искупление всего человеческого рода. И мы сегодня, взирая на Крест Господень, мысленным взором предваряем Страстную Пятницу и распятие Богочеловека.

Взирая на Крест Господень, мы тем самым встречаем зарю Воскресения Христова. Там, где крест, там и Воскресение. Мы еще не видим его, но видим уже распятого за нас Богочеловека. И по слову творца канона, это должно нас наполнять дерзновением и даже радостью. Мы не брошены, человеческий род избавлен Кровью Сына Божия. И каждое распятие, находящееся в храме, лежащее посреди его, предложенное нам для целования, является свидетельством об этой великой победе, которую мы будем вскоре праздновать.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, идти по жизни с твёрдой надеждой и дерзновением, и, видя зарю грядущего Воскресения Христова, преисполниться надежды и крепости в оставшиеся дни Святой Великой Четыредесятницы.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"

Фотограф - Антоний Тополов