Встретить Христа добродетелями. Литургия в день праздника Входа Господня в Иерусалим (+видео)

.

В день праздника Входа Господня в Иерусалим, 12 апреля в 2020 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил праздничную Божественную литургию во Входоиерусалимском храме Рязани.

В связи с эпидемиологической ситуацией многие верующие присоединились к праздничному богослужению благодаря прямой трансляции. Она велась в официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Событие, которое вспоминалось в день торжества, значимо для каждого верующего. Люди порой склонны думать, что они никогда не уподобились бы жителям древнего Иерусалима и не смогли бы так быстро перейти от восторга, с которым они встречали Спасителя, к полному неприятию и даже ненависти. Почему же произошли такие разительные перемены в настроениях людей, и было ли изначально их отношение к Господу основано на истинных ценностях? Об этом говорил в наставлении после службы митрополит Марк:

– Только что мы слышали с вами, дорогие братья и сестры, песнопение «придите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего».

Мы прославляем Христа Спасителя, шествующего в Иерусалим на Свою смерть. Мы делаем это по образцу тех жителей древнего города Иерусалима и паломников, которые пришли посмотреть на Господа, чтобы прославить Его, воскликнуть ему «Осанна!» Но мы не должны обольщаться относительно их намерений. Почему они пришли встречать Христа Спасителя? Да потому что они видели чудо воскрешения Лазаря из мертвых и пришли полюбопытствовать, посмотреть на Лазаря, которого Господь воскресил из мертвых. И, конечно, они не могли не воскликнуть «Осанна», не могли не прославить Того, кто воздвиг Лазаря от гроба. Однако это любопытство и это воодушевление оказались слишком кратковременными. Господь не овладел сердцами жителей Иерусалима, они как были, так и остались приверженными земле и идее земного владычества и освобождения. А значит, им нужен был другой Мессия, который бы освободил их от власти римлян, который дал бы им на земле благоденствие. А слова Христа о Царствии Божием начали людей утомлять и в итоге вызывать ожесточение. Все это завершилось крестной смертью Спасителя.

Тем не менее, мы сегодня по образцу жителей Иерусалима восклицаем Христу «Осанна!». Мы также взяли в свои руки ветви деревьев, которые растут у нас, как правило это вербы, и мы восклицаем Ему хвалебную песнь. Восклицаем, будучи воодушевлены Его подвигом, решимостью пролить за всех нас Его драгоценную Кровь.

Мы знаем, что последовало за этим торжественным входом Христа в Иерусалим. Знаем, чем это все закончилось. Господь призывает нас крепиться и бодрствовать. Именно этому посвящена Страстная седмица. Неслучайно одним из главных песнопений начала Страстной седмицы является песнопение «Се Жених грядет в полуночи». Господь призывает нас к бодрости, не должно быть у нас эйфории и легковерности. Многие из нас приходят в храм, хотя сегодня по понятным причинам это делает меньшее количество людей. Тем не менее, каждый старается взять ветвь вербы, считая, может быть, это самым главным. Ведь, кажется, если у нас есть вербочка, значит, мы встречаем Христа, приносим Ему жертву, сопричастны Ему... Но не стоит обольщаться. Мы часто привержены внешним вещам. Ветви деревьев – всего лишь образ тех добродетелей, которые мы должны были стяжать на протяжении Святой Великой Четыредесятницы.

Но приобрели ли мы их? Скорее всего, нет, и даже более того, в этом году из-за страхов и переживаний у нас это получилось даже хуже, чем прежде. Конечно, нас не может не волновать жизнь, здоровье наших сограждан, процветание Отечества. Но самое главное, что должно быть в наших сердцах – преданность Богу и надежда на Него. Нужно исполнять благословение священноначалия, и самое важное – молиться и хранить преданность Богу.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, в оставшееся до светлого Христова Воскресения время, в дни Страстной седмицы если не телом, то хотя бы сердцем быть с Богом и в храме, меньше читать интернет и газеты. И при этом - больше погружаться в чтение Божественного Евангелия, богослужебных песнопений, отбросить все мирское, чтобы Христос воссиял в нашем сердце, находящемся во тьме и тени смертной.

***

За богослужением митрополит Марк к празднику Святой Пасхи наградил иеромонаха Амвросия (Игнатова) правом ношения наперсного креста с украшениями.

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"