Вспоминая установление Таинства Евхаристии и заключение Нового Завета. Литургия в Великий четверг (+видео)

.

Великий четверг – день, когда Святая Церковь вспоминает Тайную Вечерю, последнюю трапезу Христа с учениками. Именно там Господь установил Таинство Евхаристии, там был заключен Новый Завет Бога с человеком. 

В Великий четверг, 16 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после службы владыка посвятил Таинству Евхаристии, заключению Нового Завета Бога с человеком и пониманию этого события.

– Сегодня Великий Четверток. Особый, краеугольный день в истории спасения человеческого рода. Сегодня вспоминается Тайная Вечеря Христа с Его учениками, заключение Нового Завета между Богом и Его народом. Каким же предстает христианский Бог в истории, каким Он открывается нам в Евангелии, в Священном Писании? Если мы вспомним историю заключения Ветхого Завета, то нам на память придут совсем другие картины: гром, молнии, дымящаяся, содрогающаяся гора, которая внушала страх и трепет собравшимся у ее подножия израильтянам.

Пророк Моисей зачитал те заповеди, которые были условием заключения Завета, то есть Союза, между Богом и человеком. Весь народ согласился, и тогда Моисей окропил участников союза, израильтян, кровью жертвенных животных. В Новом Завете мы видим совсем другую картину. Бог собирается со Своими учениками на дружеский ужин. Они совершают праздничную трапезу, а уже потом происходит то, что совершенно потрясает учеников: их Учитель начинает умывать Своим ученикам ноги.

Евангелисты описывают этот эпизод безо всяких эмоций, без всякого психологизма, свойственного нашему времени. И тем не менее ученики воспринимали это как нечто необычное, и выразителем этого настроения учеников стал опять-таки апостол Петр. Он сказал – «Никогда Ты не умоешь мне ноги!»

Почему? Да потому что умывать ноги было обязанностью слуг, рабов, но никак не Учителя и Наставника, и уж тем более человека, которого ученики воспринимали как Мессию, Пророка, даже Сына Божия. Они не понимали еще всей глубины Промысла Божия, но понимали, что их Учитель – совершенно особый человек. Иначе бы они не бросили все и не пошли за Ним вслед. И вот Он умывает им ноги! Конечно, это повергло их в настоящее изумление. Апостол Петр поэтому и выразил свой протест против этого действия. Однако Господь успокаивает его и говорит: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». И Петр покоряется.

Но самое главное, что произошло на Тайной Вечере Христа – это Таинство Евхаристии. Внешне все выглядело довольно буднично. Господь взял кусок не опресноков, а обычного квасного хлеба, преломил и отдал ученикам, сказав – «Возьмите, ешьте, это Мое Тело, за вас ломимое во оставление грехов». Потом взял чашу с вином, благословил и сказал – «Пейте, это Моя Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов».

Нам трудно понять глубину этого Таинства. Многие люди пытаются понять его рационально, но это вряд ли возможно в своей полноте. Можно говорить лишь о каких-то отдельных сторонах Таинства Евхаристии, пытаясь понять всю глубину Божественного усмотрения. Можно привести такой пример: мы видим вокруг нас в животном мире, как более сильное существо употребляет в пищу более слабых. Птица ест насекомых, но сама попадает в лапы кота или другого хищника, и так далее. Человек же ест всех животных, которых считает годными для употребления. Но что же мы можем сказать, когда речь идет о Всемогущем Боге, которого мы называем Вседержителем, Творцом мира? Он Сам Себя нам, своим рабам, дает в пищу. Неслыханное, невиданное смирение! Что же мы можем сказать в ответ, чем можем выразить свое преклонение, удивление, покорность? Только воскликнув вместе с Церковью такими же словами, как разбойник: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"