Великий четверг. Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий (+видео)

.

Вечер в Великого Четверга, 16 апреля в 2020 году, посвящен благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. В этот день в храмах совершается Утреня Великой Пятницы, называемая еще службой 12 Евангелий. Звучат церковные чтения, и в них раскрывается во всей полноте картина страданий Господних, начиная с Тайной Вечери и заканчивая погребением Спасителя.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил это богослужение в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения, видео (1 часть и 2 часть) доступны в записи.

Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий – одна из особых служб Страстной седмицы. Чтение входит в глубину души, и она скорбит, ведь в звучащих на утрене Евангелиях так мало слов о предстоящем Воскресении, но так много о страданиях и несправедливости. Но для верующих есть укрепление и утешение: они знают, что скорбь совсем скоро растворится в радости и уйдет без следа. Они знают, что поиски справедливости на земле будут бесплотны, так как правда на земле – это всего лишь утопия, но настоящая радость и истина, о которой говорил Христос и к которой стремятся Его последователи, являются Царствием Небесным. 

О богослужении, содержащем спасительное последование Святых Страстей Господних, и о том, почем так важен для каждого верующего образ благоразумного разбойника, рассказал в наставлении митрополит Марк:

– Согласно существующей традиции мы, дорогие братья и сестры, в дни поста четыре раза совершали последование Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Однако все эти молитвословия мы совершали, прозревая и предвосхищая Великую пятницу – день Страстей Господних. И вот настал этот день, и мы с вами сегодня совершили это спасительное последование.

Мы слышали с вами Евангелия, в которых повествовалось о том, как произошло искупление человеческого рода. Евангелисты немного по-разному, иногда повторяя друг друга, иногда дополняя, рассказали нам о том, как совершилось на Голгофе дело спасения человеческого рода. Господь, завершая Свою земную жизнь, сказал: «Совершилось». Совершилось дело Его жизни, дело спасения человеческого рода. Для чего же Господь пришел на землю? Он пришел, чтобы вернуть человека в рай, чтобы человечество, бывшее изгнанным из рая грехом Адама, вновь туда вернулось.

А потому в восприятии Церкви часто встречается такая идея: Христос – это и есть рай. В истории человечества можно встретить разные концепции восприятия истории. Существует языческое восприятие мира, разделяющие люди думают: вот, некогда был золотой век, когда все жили, фактически, в раю. И здесь есть некая историческая память человечества, изгнанного из рая. Затем последовал век серебряный, потом бронзовый...

И мы часто, вдохновляясь подобными представлениями, говорим – «старое доброе прошлое». Христос распинается на кресте за нас, за весь человеческий род. И люди, которые окружают Его, о которых мы слышали в Евангельских повествованиях, – это образ всего человечества. А где же мы здесь? Конечно, мы по ощущениям – разбойники, и мы пытаемся быть похожими на того благоразумного человека, который, будучи распят справа от Христа, воскликнул: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!».

Ответ Спасителя удивителен, он в чем-то противоречит нашим обычным представлениям о посмертной участи человека. Каждый человек заканчивает свой земной путь здесь в этом мире, потом ожидает общего воскресения и затем Страшного Суда, который определит его судьбу.

Но реальность Божественной жизни, другого мира нам неподвластна, и к ней не подходит обычная житейская логика. И потому Христос говорит: «Ныне же будешь со Мною в раю». Ныне! И в то же время мы обычно слышим, что рай – это отдаленная перспектива, то, что будет в конце времен...

В восприятии Церкви рай – это Христос. Христос не просто Свет мира, Путь, которым нам нужно следовать, не просто Истина и Жизнь, это Рай. И пребывающий со Христом пребывает в раю, и тот, кто со Христом, приходит с Ним в рай. Эти слова являются для нас радостными, ободряющими и одушевляющими . А потому сегодня мы неоднократно вспоминали благоразумного разбойника. Дай, Господи, и нам такое дерзновение, покаяние, такую же решимость восклицать всю жизнь – «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!».

Фотограф - Петр Гевурян

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"